george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Захотелось поделиться

(маленький творческий отчёт)

Последние дни подарили столько нечаянных радостей, что хочется поделиться хотя бы некоторыми.

Многие из этих радостей носят «музыкальный» характер. Продолжая атрибутировать материалы, перевезённые с «Союзмультфильма» в Музей кино, я попутно получил возможность проверить наконец-то содержимое магнитных лент, которые я эвакуировал со студии ещё раньше, в конце 1990-х, в разгар студийной войны. Поскольку Музей отказался взять их на хранение (ввиду отсутствия фонотеки), они все эти годы лежали на моих антресолях без движения. Только одну коробку с записью (предположительно) фрагментов музыки к ливановской «Синей птице» я отдал автору – Геннадию Игоревичу Гладкову. Надписи на остальных коробках утверждали, что на плёнках – музыка к «Сладкой сказке», «Катерку», «Как ослик счастье искал», «Песням огненных лет», вероятно – «Трём бананам» и другим анимационным фильмам начала 1970-х годов. Однако проверить, соответствует ли содержимое этим надписям, было негде. Аппаратуры под рукой не было.
И вот на этой неделе я наконец принёс плёнку в Музей, где незадолго до этого была проведена реставрация кинотехники, позволяющей воспроизводить звук с плёнки такого формата. Саша, замечательный реставратор и специалист по кинотехнике, сразу же зарядил её в аппарат, и мы услышали Музыку.
Это действительно оказались записи оркестровых дублей к картинам «Союзмультфильма». Часто - по два варианта или даже больше. С репликами звукооператора, стуком палочки за дирижёрским пультом и прочими приметами «кухни». Я впервые слышал мелодии Шаинского к «Катерку» (в том числе «Синюю воду» и «Чунгу-Чангу») без вокала, в режиме «караоке», да ещё и с вариантами темпа. Саша сказал, что особенно хорошо сохранилась музыка Фельцмана к «…Ослику…». На хвосте одной из плёнок неожиданно обнаружилась запись голоса Левитана, читающего дикторский текст, по-видимому, к какому-то документальному фильму. Мы с tea_elf поминутно бегали с рабочих мест слушать очередную находку.

Вторая музыкальная радость – концерт оркестра Скрипки «Веселая музыка кинокомедий» в Зале им. Чайковского, на который я попал совершенно неожиданно. За день до концерта его режиссёр, kapkoff, предложил один билет без указания места. Я в своё время не «клюнул» на анонс концерта в ЖЖ, не польстившись на сокращённый пересказ содержания. А когда прочёл полный и подробный, ахнул – да было уже поздно. В общем, я, почти не думая, согласился на предложение Сергея и переиграл все планы на вечер четверга.
Концерт получился великолепный. Кажется, впервые довольно сложное в постановочном плане зрелище, поставленное Сергеем, прошло без единой накладки и шероховатости. Даже оговорки ведущего – Вадима Жука – у меня прошли по разряду «импровизаций» (а быть может, и были домашними заготовками). Правда, меня услали под самый потолок, на верхний ярус балкона, но там были свои преимущества – обзор всего оркестра, а не только первых рядов, как из партера. В довершение кайфа я купил в фойе несколько дисков с киномузыкой, и дома послушал (тоже впервые!) полную версию музыки Исаака Шварца к «Соломенной шляпке», включая несколько номеров, которые раньше знал только по текстам Окуджавы или по клавирам.

В субботу случилась ещё одна радость. Весьма удачно прошла моя лекция в Золотом Зале «Художественного». Причём за этот успех хочется поблагодарить, как ни странно, всё того же Жука. Ещё за два дня до лекции я представлял только то, О ЧЁМ я буду рассказывать, но не знал – КАК. Если учесть провал предыдущего выступления – на «Бу!Фесте» (о котором я вешал подзамочный пост), то я чувствовал высокую вероятность краха и грядущего мероприятия тоже. И только слушая конферанс Жука, я вдруг «просёк», в какой интонации надо будет вести рассказ послезавтра. Интонация потянула за собой структуру лекции, и всё сложилось. Я почувствовал уверенность в себе, хотя на 100% поручиться за успех не мог, и в ЖЖ вешать анонс не стал. К тому же не обошлось без технических накладок, т.к. очень поздно и поспешно составлялась «нарезка» фрагментов для показа. Кое-что не удалось запустить, кое-что прошло с огрехами. Но я выкрутился и из этого положения, и довольно удачно. Спасибо tea_elf за бескорыстную техническую поддержку! Если бы не известие о кончине Ады Якушевой, это был бы очень счастливый день…

К этому ещё можно добавить: успешные переговоры о моём перспективном участии в создании анимационного Словаря и реконструкции сайта «Союзмультфильма»; предложение о переиздании книг с иллюстрациями Е.Т.Мигунова в одном из петербургских издательств; знакомство с новыми материалами в фонде «Союзмультфильма» в Музее Кино (например, раскадровками Мигунова к «Лесным путешественникам» и «Трубке и Медведю» или эскизами П.П.Репкина к «Маугли»); повторный разбор плёночного архива Е.А.Гамбурга; а если заглянуть в прошлую неделю – то ещё и плодотворные поездки в Госфильмофонд, с работой в картотеке и началом подготовки к грядущему фестивалю «Белые Столбы». И это далеко не всё.
Вообще, в последние недели я веду такой активный образ жизни, какого не помню за собой, пожалуй, не меньше года. И, как писал Ю.И.Коваль, «не хочется, чтоб кончалось»…
Tags: Гладков, Мигунов, Музей кино, анимация, лекции, мероприятия, музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments