?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Захотелось поделиться
Билибин1
george_smf
(маленький творческий отчёт)

Последние дни подарили столько нечаянных радостей, что хочется поделиться хотя бы некоторыми.

Многие из этих радостей носят «музыкальный» характер. Продолжая атрибутировать материалы, перевезённые с «Союзмультфильма» в Музей кино, я попутно получил возможность проверить наконец-то содержимое магнитных лент, которые я эвакуировал со студии ещё раньше, в конце 1990-х, в разгар студийной войны. Поскольку Музей отказался взять их на хранение (ввиду отсутствия фонотеки), они все эти годы лежали на моих антресолях без движения. Только одну коробку с записью (предположительно) фрагментов музыки к ливановской «Синей птице» я отдал автору – Геннадию Игоревичу Гладкову. Надписи на остальных коробках утверждали, что на плёнках – музыка к «Сладкой сказке», «Катерку», «Как ослик счастье искал», «Песням огненных лет», вероятно – «Трём бананам» и другим анимационным фильмам начала 1970-х годов. Однако проверить, соответствует ли содержимое этим надписям, было негде. Аппаратуры под рукой не было.
И вот на этой неделе я наконец принёс плёнку в Музей, где незадолго до этого была проведена реставрация кинотехники, позволяющей воспроизводить звук с плёнки такого формата. Саша, замечательный реставратор и специалист по кинотехнике, сразу же зарядил её в аппарат, и мы услышали Музыку.
Это действительно оказались записи оркестровых дублей к картинам «Союзмультфильма». Часто - по два варианта или даже больше. С репликами звукооператора, стуком палочки за дирижёрским пультом и прочими приметами «кухни». Я впервые слышал мелодии Шаинского к «Катерку» (в том числе «Синюю воду» и «Чунгу-Чангу») без вокала, в режиме «караоке», да ещё и с вариантами темпа. Саша сказал, что особенно хорошо сохранилась музыка Фельцмана к «…Ослику…». На хвосте одной из плёнок неожиданно обнаружилась запись голоса Левитана, читающего дикторский текст, по-видимому, к какому-то документальному фильму. Мы с tea_elf поминутно бегали с рабочих мест слушать очередную находку.

Вторая музыкальная радость – концерт оркестра Скрипки «Веселая музыка кинокомедий» в Зале им. Чайковского, на который я попал совершенно неожиданно. За день до концерта его режиссёр, kapkoff, предложил один билет без указания места. Я в своё время не «клюнул» на анонс концерта в ЖЖ, не польстившись на сокращённый пересказ содержания. А когда прочёл полный и подробный, ахнул – да было уже поздно. В общем, я, почти не думая, согласился на предложение Сергея и переиграл все планы на вечер четверга.
Концерт получился великолепный. Кажется, впервые довольно сложное в постановочном плане зрелище, поставленное Сергеем, прошло без единой накладки и шероховатости. Даже оговорки ведущего – Вадима Жука – у меня прошли по разряду «импровизаций» (а быть может, и были домашними заготовками). Правда, меня услали под самый потолок, на верхний ярус балкона, но там были свои преимущества – обзор всего оркестра, а не только первых рядов, как из партера. В довершение кайфа я купил в фойе несколько дисков с киномузыкой, и дома послушал (тоже впервые!) полную версию музыки Исаака Шварца к «Соломенной шляпке», включая несколько номеров, которые раньше знал только по текстам Окуджавы или по клавирам.

В субботу случилась ещё одна радость. Весьма удачно прошла моя лекция в Золотом Зале «Художественного». Причём за этот успех хочется поблагодарить, как ни странно, всё того же Жука. Ещё за два дня до лекции я представлял только то, О ЧЁМ я буду рассказывать, но не знал – КАК. Если учесть провал предыдущего выступления – на «Бу!Фесте» (о котором я вешал подзамочный пост), то я чувствовал высокую вероятность краха и грядущего мероприятия тоже. И только слушая конферанс Жука, я вдруг «просёк», в какой интонации надо будет вести рассказ послезавтра. Интонация потянула за собой структуру лекции, и всё сложилось. Я почувствовал уверенность в себе, хотя на 100% поручиться за успех не мог, и в ЖЖ вешать анонс не стал. К тому же не обошлось без технических накладок, т.к. очень поздно и поспешно составлялась «нарезка» фрагментов для показа. Кое-что не удалось запустить, кое-что прошло с огрехами. Но я выкрутился и из этого положения, и довольно удачно. Спасибо tea_elf за бескорыстную техническую поддержку! Если бы не известие о кончине Ады Якушевой, это был бы очень счастливый день…

К этому ещё можно добавить: успешные переговоры о моём перспективном участии в создании анимационного Словаря и реконструкции сайта «Союзмультфильма»; предложение о переиздании книг с иллюстрациями Е.Т.Мигунова в одном из петербургских издательств; знакомство с новыми материалами в фонде «Союзмультфильма» в Музее Кино (например, раскадровками Мигунова к «Лесным путешественникам» и «Трубке и Медведю» или эскизами П.П.Репкина к «Маугли»); повторный разбор плёночного архива Е.А.Гамбурга; а если заглянуть в прошлую неделю – то ещё и плодотворные поездки в Госфильмофонд, с работой в картотеке и началом подготовки к грядущему фестивалю «Белые Столбы». И это далеко не всё.
Вообще, в последние недели я веду такой активный образ жизни, какого не помню за собой, пожалуй, не меньше года. И, как писал Ю.И.Коваль, «не хочется, чтоб кончалось»…


  • 1
молодчина:)

Сам удивляюсь.

А я с подругой тоже на концерте была! Жаль, что не пересеклись. Поздравляю с находками и с успешной лекцией! А Мигуновым, значит, опять будем заниматься? Когда?

Можно попробовать, если сможет Паша (у него сейчас перед выставкой на БФМ много хлопот). Только мне надо сперва встретиться с представителями издательства и определить списки для переизданий. На следующей неделе они будут в Москве. Я уже обговорил, что, когда материалы будут оцифрованы, мы получим цифровые копии. Это сильно уменьшит нам общий объём оцифровки - не понадобится тратить силы на то, что возьмёт на себя издательство.

Лекция, действительно, получилась интересной, но лично мне не хватило ответов на два вопроса.
Первый: с чем связаны изменения, начавшиеся в 54 году? Смерть Сталина? Общее изменение климата, с ней связанное?
И второй, более важный: почему же на этом забытом фоне (который Вы очень здорово обрисовали) все-таки возвышается фильм Хитрука?
Нельзя же это объяснить только невнимательностью и ленью исследователей? Может быть, в нем есть что-то, что ставит его в некоторое особенное положение по отношению к другим фильмам?
То, что в предшествующие годы наряду с ним упоминались "Баня", "Большие неприятности" и пр. мало что доказывает - по мере удаления от исторического события меняется оптика, взгляд на него ("Был, например, в свое время поэт Тютчев, поэт обширнее его и художественнее, и, однако, Тютчев никогда не займет такого видного и памятного места в литературе нашей, какое бесспорно останется за Некрасовым" - "Дневник писателя").

На первый вопрос ответ очевиден: да, смерть Сталина и последовавшие за ней кадровые перетряски в Главке. С этим, по крайней мере, связано изменение отношения к "эклеру". На этот счёт есть свидетельства в дневниках Цехановского.
А на второй я в общих чертах постарался ответить в конце лекции. А чтобы объяснить детальнее, надо провести подробный анализ "Истории..." В КОНТЕКСТЕ произведений 1961-62 года и всего предшествующего периода. По-моему, такого пока не делал никто.
Что касается киноведческой "оптики" - то она меняется, скорее, в худшую сторону. Хорошая оптика, наоборот, помогает лучше разглядеть все детали и нюансы, и на основании этого делать выводы и менять оценки, а в последние годы наблюдался обратный процесс.

Поздравляю, Жора!

Спасибо, сестрёнка! Я ещё "Звонок" прочёл, пока ты была в путешествии. Но об этом лучше поговорить как-нибудь при встрече. :)

Уважаемый Георгий!
Можно ли спросить, а не попадались ли вам в фонотеке «Союзмультфильма» записи электронной музыки Владимира Мартынова? Хотелось бы надеяться, что они не исчезли безвозвратно.

Дело в том, что с фонотекой я вообще дела не имел. Ею занимался Володя Орёл, в частности. Я забрал только те плёнки, которые лежали бесхозными в открытом шкафу возле фильмотеки - иначе бы их растащили и размагнитили. Сперва припрятал в Друяновой комнате, а потом и оттуда вынес. Но там всего 8 или 9 коробок было, и только по началу 1970-х...

Ура! Рад за тебя!

Спасибо, Костя! Как магнитки оцифруют - обязательно поделюсь!

Ну ты Жора блин даешь! Молодец какой!

Да, временами самому кажется, что не зря небо копчу. :) Но - только временами...

Хорошие новости!
Мигунова жду, всячески готов помогать...
Справочник - которым Боря М. занимается?
Спасибо за приятный отзыв о концерте!

Да, это тот самый Словарь. Я уже фактически вошёл в издательскую группу. Правда, участие моё там будет, видимо, не таким плотным, как в Энциклопедии - лишь на первой стадии (составление словника, определение корпуса авторов) и на финальной (редактура и дополнение готовых статей). Сам я текстов писать не буду (надеюсь).
С Мигуновым - может, и хорошо, что я так тяну: если бы мы сейчас налегли на альбом и сделали бы его, то туда не смогли бы войти те материалы, которые только теперь выявляются в Музее. К концу года Паша со Светой закончат оформление фондов (и я тоже свою часть дотяну), и тогда будет гораздо яснее, чем мы располагаем в итоге.

Эх, Георгий, жалко, вы не анонсировали лекцию - я бы с удовольствием сходил, а узнать было неоткуда.

Удачи вам в ваших начинаниях! (Ждем книги о подневольной анимации!)

Спасибо. Я мог опять проанонсировать, а потом завалить. Это непредсказуемо, как выясняется.

Сил Вам, Георгий, для свершения всех дел!

Отлично!
Подтверждаю прекрасность мультконцерта, я его еще два раза на сайте переслушала на следующий день, удержаться не могла!

  • 1