george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Александр Романович ДАВЫДОВ (1937-2012)

Не стало Александра Романовича Давыдова. Сына легендарного Романа Владимировича Давыдова, продолжателя династии. Прекрасного мультипликатора. Одного из последних участников создания легендарного цикла «Маугли». Режиссёра «Дерезы», «Раз – горох, два – горох», второго выпуска «Возвращения блудного попугая» и многих других фильмов и сюжетов. Педагога, учителя российских и индийских аниматоров. «Крёстного отца» Александра Дорогова. Лауреата «Ники». Очень открытого, бесхитростного и непосредственного человека.

Несколько лет назад я опубликовал в журнале «Кинограф» воспоминания Инессы Алексеевны Ковалевской о создании «Бременских музыкантов». Наверное, пока никто не написал об Александре Романовиче лучше. Ей слово:

Следующим художником-мультипликатором, о котором мне хотелось бы рассказать, является Саша Давыдов. Он давно уже Александр Романович, и сам ставит фильмы в качестве режиссёра (мультфильмы «Раз – горох, два – горох», «Новые приключения попугая Кеши» и др.), но тогда мне его рекомендовали как очень интересного мультипликатора. И это оказалось действительно так!
Саша Давыдов в определённой степени был потомственным студийцем. Его отец, Роман Давыдов, много лет работал на студии художником и режиссёром. Наиболее известен его рисованный многочастёвый фильм «Маугли». Фильм интересный, очень красивый, с точной композицией и отличным мультипликатом. Так что Саше было что унаследовать от своего отца!
В картину «Бременские музыканты» он вошёл легко и свободно. Начал он с эпизода, где бродячая труппа впервые выступает перед королевским дворцом. Эпизод открывает огромное чучело-пирамида, нелепо приплясывающее под ритмический вокализ Осла («пара-парара-ра-рам!»), которое затем распадается на составные части, оказывающиеся нашими героями. Музыканты продолжают свой энергичный, эксцентрический танец, предваряющий их дальнейшее выступление.
Объяснить только на словах, какой это должен быть танец, практически невозможно. Для этого нужен балетмейстер и танцовщик, который его понимает. Поэтому, как могла, я рассказала мультипликатору о том, что это должен быть такой танцевально-цирковой номер, который способен сразу же привлечь публику и целиком завладеть вниманием и толпы на экране, и зрителей в зале.
Саша долго вместе со мной слушал музыку, отмечая что-то в экспозиционных листах (о них мы поговорим позже!), потом переписал её себе на магнитофон и ушёл, напевая на ходу: «пара-парара-ра-рам!».
Результат можно видеть на экране. Сцена получилась точно такой, какой я себе её и представляла, и даже лучше!
Вдохновлённая такой удачей, в следующий раз я предложила Давыдову взять целиком музыкальный кусок и разрабатывать его сразу. Это была знаменитая песенка лже-разбойников, в которых переоделись наши герои, пугая Короля и его бдительную и храбрую охрану: «пиф-паф – и вы покойники!». Здесь были задействованы почти все персонажи фильма – и наши музыканты, и Король, и стражники. Мы с мультипликатором ещё и ещё раз прослушали музыку, уточнили все планы, наметили основные акценты, обговорили действия одних и реакцию других на эти действия.
Мне представляется, что такой метод работы для художника-мультипликатора наиболее интересен, так как даёт большой простор для самостоятельности и не сковывает его творческую фантазию. Но, конечно, тогда, когда эта творческая фантазия имеется в достаточном количестве. К Саше Давыдову это относится в полной мере. В дальнейшей работе с ним на других картинах я всегда поражалась его особой музыкальности, позволявшей ему самыми скромными средствами добиваться удивительных результатов. Я бы даже не назвала его хорошим рисовальщиком, многие художники-мультипликаторы владели рисунком гораздо лучше Саши. Но его умение слушать и слышать музыку (что совсем не одно и то же), умение точно расставить акценты в движениях персонажей, обострённое чувство экранного времени просто замечательны!
Много позже, когда я работала над фильмом «Детский альбом» (по П.И.Чайковскому) мне запомнился один, казалось бы, незначительный эпизод. Саша Давыдов делал танец куклы-Коломбины. Номер уже заканчивался, и сама Коломбина застыла в изящной позе. Но музыка ещё звучала, и пышная юбочка куклы своим плавным движением «доиграла» последние такты пьесы.
Те, кто работал с музыкальным мультипликатом, поймут меня, а остальные читатели пусть поверят на слово, что это высшая степень выразительности в мультипликации.
Tags: Александр Давыдов, Союзмультфильм, анимация, публикации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments