george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Глубокий выдох

Сеансы памяти Анатолия Петрова прошли благополучно. Грандиозная подготовка, занявшая три недели (за вычетом пяти дней, проведённых в Госфильмофонде) завершена и дала результаты. Можно выдохнуть.

Выступал я, конечно, не так вдохновенно и пламенно, как на клубе в Московском Детском Фонде. Но основное из того, что хотелось, сказал. На первом сеансе получилось сумбурнее, потому что ему предшествовала авральнейшая подготовка, да и программа была пёстрой – фильмов намного больше, и они гораздо разнообразнее: стилистически, технологически, и т.п., а про каждый нужно успеть сказать. На втором сеансе – говорилось уже спокойнее и чётче.

Украшением сеансов стало участие Галины Сергеевны Бариновой. Она договаривала как раз то, чего не упоминал я – о целях и «сверхзадачах» петровских фильмов, о течениях в изобразительном искусстве, на которые он ориентировался. Я больше упирал на технологии, мастерство и техническую недосягаемость, плюс – на судьбы фильмов, их цензурирование и историю производства. Всё вместе получилось весьма содержательно, по-моему.

Очень сковывало ограничение по времени. Про многое можно было бы рассказать подробнее и спокойнее, но надо было уложить каждый сеанс в два часа, ибо на пятки наступали следующие. Из-за этого второй вечер не успели закончить показом «Льва и 9 гиен», как рассчитывали.

Отдельный разговор – о техническом обеспечении. Накладок почти не было, и это – почти целиком заслуга Паши Шведова tea_elf, которая далась ему очень непросто. Всё техобеспечение сеансов было на нём, и последние дни он нёс просто колоссальную нагрузку по их подготовке (гораздо большую, чем я). Этот аврал усугубился моим пятидневным отсутствием, во время которого работа почти стояла, а также совпадением подготовки сеансов со ВГИКовской конференцией к 100-летию российской анимации, на которой мне приходилось появляться. Спасибо Н.И.Клейману и Е.А.Русиновой – благодаря их договорённости я был избавлен от необходимости находиться на конференции «от звонка до звонка».
Тем не менее сбор и сканирование материалов для слайд-шоу, которое сопровождало наши рассказы, происходило преимущественно в последние дни перед сеансами, а монтаж и сборку всего отснятого Паша производил уже в дни показов и ночами накануне. В те же сроки надо было вычленить из альманахов и фильмов фрагменты, авторство которых принадлежит Петрову, расположить их в точном соответствии с планом выступлений, соединить с «нарезкой» слайдов, задать нужный темп, а на самих сеансах – проследить за аккуратностью воспроизведения и за совместимостью форматов с аппаратурой. Всё это сделал Паша. Только благодаря ему сложнейшие в техническом отношении сеансы прошли почти идеально гладко.

Кое-чего мы в спешке не успели. Только во второй день показали фрагменты, вырезанные из «Чуда» (а рассчитывали – сразу после сюжета). Не отсканировали срезки, дающие представление о технологии «Учителя пения» и «Полигона». Не удалось до конца оцифровать диафильм А.Петрова об архитектуре будущего (почему-то стал сбоить сканер), а очень хотелось показать, как эта работа повлияла на изобразительное решение «Чуда». Некоторые материалы (те же диафильм и срезки из «Полигона») требовали изрядной цветокоррекции (плёнка сильно выцвела) – на это времени тоже не было. Очень обидно, что на экране сканы фонов из «Геракла у Адмета» выглядели ещё хуже, чем в фильме (задумка была как раз обратная). При свете был плохо виден контур на оцифрованных целлулоидных фазах. В последний момент я вспомнил о возможности использовать студийные срезки, вывезенные Музеем кино совсем недавно, и ими воспользоваться тоже не вышло. Кроме того, Музей так и не нашёл к сроку подаренные мной два негатива, вырезанные из «Полифема, Акида и Галатеи», и вместо них показали только статичные фрагменты тех же кадров.

Но тем не менее эффект был. После сеансов многие благодарили за зрелище, а сотрудники музея сами заговорили о необходимости масштабной выставки Анатолия Алексеевича, с идеи которой, собственно, и началась работа над сеансами. Неплохо смотрелись оцифрованные сцены с петровским мультипликатом, материал из «Снов Пасифаи» (жаль, из-за лимита времени не удалось показать его до конца) и образцы кадров, иллюстрирующие технологии его фильмов.

Отдельное спасибо Володе Никитину, предоставившему из своего архива негативный и позитивный материал, не вошедший в окончательную редакцию «Геракла у Адмета» (и самолично осуществивший его цветокоррекцию) и прорисованный авторский мультипликат из «Дафны», «Нимфы Салмаки» и «Полифема…». Многие качественные копии сюжетов и фильмов Петрова тоже были взяты из коллекции Володи. Выражаю благодарность также сотрудникам Музея, помогавшим в оцифровке материалов (в очень сложных и невыгодных условиях), занимавшимся подготовкой зала и кинопроекцией. А также членам группы Октябрины Потаповой на «Союзмультфильме», предоставившим сканер и тратившим драгоценное время (в период сдачи картины!) на помощь в работе с ним.

Надеюсь, что через какое-то время работа с наследием Анатолия Петрова продолжится – для выставки, издания авторских дисков и продолжения оцифровки архива. А пока мы с Пашей переводим дух…
Tags: Анатолий Петров, Музей кино, Союзмультфильм, анимация, мероприятия, приключения, сеансы, юбилей
Subscribe

  • Аркадий Райкин - 110

    Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Аркадия Райкина. В 2011 году мне довелось поучаствовать в научной конференции, посвящённой его…

  • К истории "Шинели"

    Редкий материал. Публикация приурочена к 80-летию Ю.Б. Норштейна. Вспомогательная натурная съёмка актёра Театра мимики и жеста для…

  • Из новенького

    Гофманоид Нупогодиснейленд Музей кино Клейманицыной Харрасмус-бродяга ДжорджДжинский

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Аркадий Райкин - 110

    Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Аркадия Райкина. В 2011 году мне довелось поучаствовать в научной конференции, посвящённой его…

  • К истории "Шинели"

    Редкий материал. Публикация приурочена к 80-летию Ю.Б. Норштейна. Вспомогательная натурная съёмка актёра Театра мимики и жеста для…

  • Из новенького

    Гофманоид Нупогодиснейленд Музей кино Клейманицыной Харрасмус-бродяга ДжорджДжинский