george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Кое-что об исторической справедливости

Сегодня исполняется 80 лет Дмитрию Константиновичу Зотову, возглавлявшему «Союзмультфильм» в 1978-1986 гг.

Что нам о нём известно, кроме биографических данных?

Зотов занял своё место в ряду директоров студии, о которых сохранились в основном анекдоты. На «Союзмультфильме» его считали дураком. Один Великий Режиссёр, когда Зотов получил звание Заслуженного работника культуры, открыто назвал его «засракулем», а когда Зотов покинул пост директора, изобразил в своём фильме в эпизоде ярмарки балаган с надписью «Цирк Зотова». Многие, не особенно смущаясь, подсмеивались над директором, когда тот неуклюже предлагал свои варианты переименования картины «Придёт серенький Волчок…» - будущей «Сказки сказок» (типа названия «Песенка, которую пела мне моя мама»).

Пора, пожалуй, восстановить справедливость. Благо, кроме анекдотов, имеются ещё и документы…

Один из них (недавно переданный в Музей кино) я здесь приведу практически целиком. Это рукописный конспект выступления Дмитрия Константиновича по итогам производственной жизни «Союзмультфильма» 1984 года.
Когда читаешь его, открывается удивительная картина.

Становится очевидным, что при Зотове у союзмультфильмовцев были столь комфортные условия для работы и творческих экспериментов, каких не было больше никогда – ни до, ни после.
Только Зотов мог подписать приказ о консервации фильма другого Великого Режиссёра, находящегося в творческом кризисе, с формулировкой «В целях творческого осмысливания художественного решения картины» (приказ № 254 от 7 июня 1978 года). Это было спасением. Картина не была закрыта и, несмотря на паузу, доведена до конца. Ни при Валькове, ни при Стаченкове такого не происходило. Другой фильм того же Великого Режиссёра консервировался Зотовым неоднократно – из-за тяжёлых болезней членов съёмочной группы и их родственников. Сроки сдачи картины переносились из года в год, но работа шла. Великий Режиссёр спустя десять лет, уйдя со студии, так отозвался о Зотове: «Потому-то я сегодня и не работаю, что однажды поверил в джентльменство таких людей – я говорю о бывших директорах «Союзмультфильма» Стаченкове и Зотове, о бывшем и нынешнем председателях Госкино Ермаше и Камшалове. Уверен – придёт время, и они вспомнят загубленное время своих и чужих жизней. Может, тогда придёт раскаяние».
Только при Зотове третий Великий Режиссёр мог снимать двадцатиминутный экспериментальный по технологии фильм в течение пяти лет, не снижая необходимой ему планки качества. А ещё один Великий Режиссёр снимал десятиминутную картину около двух лет, и не мог даже вразумительно объяснить причины такого вопиющего положения. Сразу четыре «долгостроя» год за годом ставили под угрозу выполнение плана студии. Зотов терпел всё это, отмечая, что творческие приёмы режиссёров-экспериментаторов «получили широкое признание», и «заставлять их работать по-другому мы не вправе».
Вчитайтесь в эти строки: «Нормативы стоимости уже повышались дважды. Сроки производства предельные, подготовительные периоды самые большие […]. Все фильмы работают по индивидуальным сметам и календарям. Многие получают дополнительные лимиты». Год от года «горит план», а Зотов визирует пролонгацию за пролонгацией, консервацию за консервацией – и буквально умоляет Великих Режиссёров подумать о мало-мальском соблюдении производственной дисциплины.
Когда ещё такое было возможно?

А что же Великие Режиссёры? Они ругают «непонимание организаторами производства сути творческого процесса» и сетуют на «отсутствие должных производственно-экономических условий для полного раскрытия глубокого творческого потенциала». А Зотов, отбиваясь от этих обвинений, твердит фразу, которую сегодня неплохо бы записать в крылатые и пророческие: «ШЕЛЬМОВАНИЕ СИСТЕМЫ – ЭТО САМООБМАН».

Сегодня те из этих Великих Режиссёров, что живы и здоровы, ностальгируют по советской системе производства и борются за восстановление разрушенного безумными реформами «Союзмультфильма»…

И кто, спрашивается, дурак?..



План 1984 года

Особенностью плана 1984 года являлось завершение работ по полнометражному фильму – «Сказка о царе Салтане» - ст. 320 т.р., 4х частному фильму «Шинель» - ст. 160 т.р., 2х частному фильму «Геракл у Адмета» - 80 т.р. и одночастный фильм «Королевский бутерброд» стоимостью – 53 т.р. Впервые вал перевалил за 2 млн. рублей.
Были ли ощущения перегруженности плана? Были – но все эти фильмы перешли в 84 год из прошлых лет, и мы обязаны были завершить их производство.
Эта весомая чаша была по возможности сбалансирована фильмами стандартной технологии, а также тщательно спланирована система подстраховки квартальных планов.
Три квартала к/студия прошла в спокойном, чётком ритме.
Удовлетворительные произ[водственно]-эконом[ические] результаты имела киностудия в первых трёх кварталах, из 22 фильмов 6 были сданы с нарушением плановых сроков, 3 – по болезням, перерасхода по фильмам не было. Киностудия уверенно занимала призовые места, I кв – 2, II кв – 3, III кв – 2.
Основная тяжесть легла на IV квартал.
Все сложности завершения года были ясны уже в I квартале.
Срок сдачи фильма «Шинель» был перенесён, а к середине года стала очевидной невозможность закончить фильм «Геракл у Адмета».
Тем не менее план по товару не вызывал сомнения – подстраховку обеспечивают фильмы «Про Буку», «История о кукле», «Про королей и шмелей», «А что ты умеешь?». Сложнее было с объёмом работ в стоимостном выражении – нужно было перекрыть фильмы общей стоимостью – 240 т.р.
Был увеличен объём работ по фильму «Кошка», объём фильмов, переходящих на 85 год, увеличился против плана на 62 т.р., выполнили дополнительно услуг на 36 т.р.

И всё же дефицит в 30 т.р. на сегодняшний день имеется.
Он может быть перекрыт, если мобилизовать все наши резервы и сделать максимум того, что можно сделать в каждой съёмочной группе, цехе, участке. И это надо сделать прежде всего в защиту доброго имени киностудии.

С 28.11 на киностудии не было денег.

Сложно решался вопрос с фильмом Шинель. Работы начаты в 1980 году, а к концу 1984 года снято всего 350 метров, даже нет 2х частей, и требовалось ещё 18 месяцев. А вопрос требовал срочного решения, т.к. с 28 ноября достаточных средств у нас уже не было.
Вопрос всё же решился, издан ПРИКАЗ.
Студия пошла на непосильный эксперимент. 2х частный фильм был бы уже готов, чтобы сделать 4 части, требовалось 9 месяцев на съёмки заготовок и 25 месяцев на основной метраж в 1108 м (40 м в месяц).
Метраж рос на наших глазах, и призывы к разумному производственному решению не действовали в том числе и на редактора. Наше спасение, что фильм не стал полнометражным, иначе говорить уже было бы не о чем.
Аналогичная ситуация и с фильмом «Геракл у Адмета» 550 м х 2 = 1100 м, а выработка не более 20 м в месяц, и подключить некого. Творческие приёмы Норштейна и Петрова получили широкое признание. Заставлять их работ[ать] по-другому мы не вправе.
Но разумно подходить к творческим замыслам мы обязаны.
Производственное редактирование сценариев – вопрос актуальный.

Но ещё более сложную ситуацию испытывает киностудия в производстве фильма «Королевский бутерброд».
Дело в том, что творческая манера Хржановского в отличие от Петрова и Норштейна требует значительных производственных мощностей.
К работе над фильмом были привлечены Зуйков, Олейников, Чугуевский, Орехова, Кредушинская, ФК – Назарова, Сударикова, прорисовка – Новосёлова, Маркелов, Макарова + вспомогательная группа – 5-6 чел. Площади – 3 комнаты – около 40 м2 – мультипликаторы – Батанин, Кузюрин, Дорогов, Абаренов, Богомолова, Колесникова, Аврамов, Малашенкова.
При столь значительных силах фильм находится в работе с апреля 1983 года и пока ещё не завершён.
И вразумительно объяснить весь этот процесс пока невозможно.
На партсобрании Хржановский упомянул ряд причин – непонимание организаторами производства сути творческого процесса, несостоятельность мультипликаторов, отсутствие должных производственно-экономических условий для полного раскрытия глубокого творческого потенциала.

Нормативы стоимости уже повышались дважды.
Сроки производства предельные, подготовительные периоды самые большие (15 месяцев – Шинель, Кошка).
Все фильмы работают по индивидуальным сметам и календарям. Многие получают дополнительные лимиты.
По «Бутерброду» были созданы особые условия.
Шельмование системы – это самообман. Требуется самоанализ – как работать в мультипликации, если не хватает предельных нормативов и тем более, что не всегда они могут быть представлены.
Принцип – работать до абсолютного качества – это путь катастрофы.
Шлифовка одного фильма – это потеря качества нескольких других.
Если все фильмы доводить до предела – студия ликвидируется.
Когда прозвенел звонок – фильм сдаётся в том виде, как получился. Таков закон, и других не будет.
Вопрос творческо-производственной дисциплины должен быть в центре внимания партбюро и режиссёрского бюро. Кадры усугубляют вопрос дисциплины.

Мы разобрали три хронических случая, но есть отклонения и других режиссёров.
С позиций высочайшей творческо-производственной требовательности мы должны подойти к плану 1985 года. Предстоит завершить фильмы «Шинель» и «Геракл» - тщательно подготовить к производству две полнометражные картины – Архангельские новеллы и «Кошка».
Трудно будет с лимитами – нет явной экономии (Баринова).
«Контракт», «Два билета в Индию», «Евпатий Коловрат» - уже получили дополнения. Резать придётся по-живому.
Производственное редактирование + рациональность творческих решений.
Сценарии с сокращённым метражом.
Как укладываться в лимиты – это вопрос профессионализма – режиссёра, художника, редактора, директора.
Талант кинематографиста – это прежде всего умение сочетать высокий творческий замысел с реальными производственными техническими и экономическими условиями.


[1984 г.]
Tags: Зотов, Музей кино, Союзмультфильм, анимация
Subscribe

  • "Кто так сказал - не помню, но он знал, что говорил!" (с)

    На сайте ПроДетЛит - статья о Б.П. Дёжкине, написанная с использованием фрагментов из моего текста в сборнике, до сих пор никому недоступном. В…

  • Новая мифология

    Хароновирус Подземное царство Ковида Антитени ПатологоТанатом

  • Акционеры - 99

    22 года назад, 1 июля 1999 года, «Союзмультфильм» был акционирован. Как все уже, наверное, знают, это было сделано тайно, в обход законов и процедур…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

  • "Кто так сказал - не помню, но он знал, что говорил!" (с)

    На сайте ПроДетЛит - статья о Б.П. Дёжкине, написанная с использованием фрагментов из моего текста в сборнике, до сих пор никому недоступном. В…

  • Новая мифология

    Хароновирус Подземное царство Ковида Антитени ПатологоТанатом

  • Акционеры - 99

    22 года назад, 1 июля 1999 года, «Союзмультфильм» был акционирован. Как все уже, наверное, знают, это было сделано тайно, в обход законов и процедур…