george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Год, который был - 1

Год назад, подводя итоги 2011-го, я написал, что этого года в моей жизни не было. Так я и ощущал тогдашние результаты.
Сегодня, когда до конца 2012-го осталось меньше недели, могу твёрдо сказать: этот год был, и был ещё как!

2012-й оказался очень насыщенным и весьма результативным. Во-первых, он был юбилейным – много мероприятий было приурочено к 100-летию российской анимации. Во-вторых, в этом году исполнилось сразу несколько моих давних, заветных желаний. И в-третьих, осенью 2012-го мне удалось впервые за много лет вернуть ощущение удовольствия от работы, состояние профессионального азарта. И продержалось оно почти до Нового года…

Попробую по примеру kapkoff кратко описать основные события года, его достижения, радости и потери. Хотя о многом я уже рассказывал в текущих постах.

Начну с личного. Почти всё первое полугодие (до мая включительно) прошло под знаком безуспешных поисков одного очень важного для меня человека, который неожиданно и бесследно исчез из поля зрения в октябре 2011-го. Отчаянные и безрассудные попытки нащупать его след, узнать хоть что-то о его судьбе, были безрезультатными и, в числе других причин, привели к довольно тяжелой весенней депрессии, которая владела мною с апреля по июнь.
А в конце июня, когда никаких надежд уже не оставалось, пропажа обнаружилась почти столь же внезапно, как и исчезла. И, хотя контакты пока не восстановились в полной мере, но уверенность в том, что всё в порядке и жизнь человека вне опасности, стоила того, чтобы тратить силы и время на поиски…
Для депрессии были и другие причины, как рабочего, так и частного характера. Зато осень и зима подарили ещё две радости: возобновление общения с одним дорогим мне человеком и знакомство с другим, тоже очень небезразличным. Так что год подарил сразу три встречи, которые мне чрезвычайно важны.

От чёрных мыслей прятаться можно было только в работу. Недостатка в объектах для приложения сил не было. Но начало 2012-го прошло в ощущении страшной усталости, которое давило на меня почти все последние годы, и из-за которого даже любимая работа была в тягость. Несколько раз я ловил себя на страстном желании бросить всё и уехать в отпуск (чего в обычном состоянии со мной не происходит). Такое настроение подогревалось постоянным режимом опоздания, цейтнота, положения, при котором каждое дело «надо закончить позавчера». Уже несколько лет я жил с самоощущением вечного должника. И этот период кончился тоже в уходящем году.


Итак, зима. Январь-февраль.

Главное событие – фестиваль в Белых Столбах. Подготовка четырёх сообщений к 100-летию российской мультипликации, сбор редких материалов, доставка их в Госфильмофонд, наконец – собственно презентация на фестивале. Об этом я подробно писал в ЖЖ. Чрезвычайно насыщенная анимационная программа «Белых Столбов» стала, возможно, первым крупным мероприятием юбилейного года.

Начало телефонных и электронных контактов с Михаилом Гуревичем, которому я помогал в работе над описанием истории советской мультипликации для нового труда Дж. Бендацци по истории мировой анимации. Приходилось и консультировать, и высылать некоторые старые и новые тексты, и даже самостоятельно компоновать информацию в оригинальные мини-статьи. Думаю, в готовом издании окажется приличное количество ссылок на мои «сочинения». Сотрудничество продолжалось и весной…

Составление большой ретроспективы отечественных анимационных фильмов, организованной Музеем кино к 100-летию. Работа была завершена уже в марте.

Написание черновика характеристики на Володю Вышегородцева – для Союза кинематографистов. Володю выдвигали на звание, и нужна была помощь в описании его вклада в искусство мультипликации.

Зима-весна - первичная работа над вторым изданием Энциклопедии российской анимации – поиски информации, уточнение словника, распределение объемов работ. Попутно – консультация Сергея Капкова kapkoff для будущего «Мультконцерта-2».

Ну и, наконец, доработка чернового варианта большого текста для сборника НИИКа о советском кинематографе первой половины 1980-х годов. В процессе работы было собрано очень много редкого материала, однако завершение текста и его «шлифовка» состоялись фактически только осенью.

Помимо этого, вёл некое подобие «светской жизни» - посетил выставку Г.Д.Новожилова и творческий вечер Ю.Б.Норштейна в Доме кино, даже неожиданно прервал свой «бойкот» и выступил на «клубе аниматоров» с сообщением – в частности, рассказал о Надежде Сергеевне Строгановой (спасибо В.А.Никитину за ценную информацию, которая была мною использована!).


Весна.

Несмотря на начавшуюся депрессию, она получилась очень богатой на события.

Главное – проведённый совместно с namastescop четырёхчасовой сеанс в день 100-летия, единственное торжественное мероприятие, приуроченное непосредственно к этой памятной дате. Этим событием я лично очень доволен, и считаю тот вечер одним из трёх-четырёх своих наиболее удачных публичных выступлений. Собственно сеансу предшествовала длительная подготовка, сбор редчайших киноматериалов, в том числе – оцифровка во ВГИКе нескольких уникальных фильмокопий с фильмотеки «Союзмультфильма». Думаю, такой коллекции анимационных редкостей, какую мы показали зрителям Белого зала Дома кино, не довелось видеть больше никому, кроме профессиональных киноведов…

Весной же началась подготовка к юбилею Анатолия Алексеевича Петрова – визиты с tea_elf к Галине Сергеевне Бариновой, осмотр архивов, оцифровка редких плёнок, одна из которых также была продемонстрирована на юбилейном («100-летнем») сеансе.

Несколько поездок в Красногорский архив, где я по просьбе Елены Павловны Караваевой отсмотрел и заказал цифровую копию анимационных фрагментов документального фильма Марианны Таврог «С.Я.Маршак» - последней киноработы Е.Т.Мигунова.

Начало сбора устной информации об истории и судьбе студии «Мульттелефильм». Встречи с Анатолием Израиловичем Резниковым, Юрием Андреевичем Трофимовым, Мариной Герцелевной Новогрудской. Вместе с Татьяной Дорофеевой и Тамарой Елисабедашвили было записано несколько многочасовых бесед, в ходе которых мы попытались реконструировать основные вехи истории студии – от рождения до гибели. Собран действительно ценнейший материал. К сожалению, эта работа прервалась из-за занятости моих партнёров – девушки вынуждены заниматься другими темами…

Авральные меры по спасению юбилейной ретроспективы Музея кино – из-за внезапного отказа Госфильмофонда в предоставлении 35-мм плёнок пришлось спешно компенсировать недостающие фильмы цифровыми копиями из собственных архивов – моих и tea_elf

Составление антологии мультфильмов на «восточном» и «северном» материале для ретроспективной программы Музея кино.

Помощь goododd в составлении ретроспективы к 100-летию анимации в рамках проекта «Страна мультфильмов».

Очередная рабочая встреча группы, курирующей «мигуновский проект». Несмотря на мои предупреждения о катастрофической нехватке времени в текущем году, было принято коллегиальное решение о продолжении работы в том же режиме. Сканирование ещё одной значительной части архива Е.Т.Мигунова, прерванное из-за неисправности сканера и очередных авралов.

Консультирование и редактура двух глав будущей книги Ларисы Малюковой, посвященных истории российской мультипликации до 1990-х годов.

Помощь Юлии Баяндиной при подготовке к печати её книги об истории пермской мультипликации. О Юлии и её работе я когда-нибудь расскажу в отдельном посте. Мне удалось дополнить одну из глав будущего издания информацией, почерпнутой из фондов рукописного отдела Музея кино. Надеюсь, это сделает и без того образцовую работу ещё совершеннее…

Составление своего «личного» «золотого списка» из 120 режиссёров российского анимационного кино (см. соответствующие посты).

Подготовка и проведение (совместно с namastescop) сеанса к 95-летию Ф.С.Хитрука «Неизвестный Хитрук» в Музее кино. В процессе подготовки был проведён сбор информации о нереализованных замыслах Хитрука, о его незавершённых постановках и т.д. После окончания сеанса возникло желание продолжить исследование этой темы, летом в Музее велись переговоры об оцифровке недостающих для полной антологии картин Ф.С.

Разработка предложений по реорганизации НИИКа – по просьбе руководства института. Пока судьба их неизвестна, боюсь, что шансы на реализацию ничтожны…

Помимо этого – визит в группу фильма Данелии и Ильиной с просмотром рабочего материала, прощание с Э.И.Бабахиной, долгожданный концерт Г.И.Гладкова в Доме Музыки, посещение групповой выставки с участием Людмилы Танасенко – о многом я уже писал. Можно добавить к этому незначительное, но приятное для меня участие в пополнении фондов Музея кино архивом Сарры Яковлевны Мокиль, переданным её сыном, Яном Ричардовичем Потоцким. Правда, здесь мой вклад был скромным. Спасибо tumelya за своевременную «наводку»!


Весна-лето.

Работа с Ириной Марголиной над двумя документальными фильмами из серии «Корифеи российской анимации» - о Л.А.Амальрике и Е.Т.Мигунове. Весной – съёмка материалов из архива Мигунова, которую пришлось проделать повторно, первый блин оказался комом. Летом – работа по консультированию обоих фильмов и редактуре текстов и титров. В процессе работы оказалось, что Ира незнакома ни с одной из публикаций текстов Мигунова, и его биографию знает только по тем монологам Евгения Тихоновича, которые в своё время зафиксировал Марк Ляховецкий. Поэтому я приходил к Ире, садился рядом и рассказывал ей «жизнеописание» Мигунова и Амальрика. Ира конспектировала эти рассказы, перерабатывала в тексты, присылала их мне, а я правил. Кроме этого я отслеживал черновой и чистовой монтаж, проверял титры (хотя в фильме о Мигунове осталось две неточности, но их ещё не поздно ликвидировать). Попутно были оцифрованы некоторые журнальные публикации 1950-х годов из архива Мигунова, при монтаже с разрешения Е.П.Караваевой были использованы фрагменты «С.Я.Маршака». Результат получился лучше, чем я ожидал. Фильм об Амальрике – особенно удался, пожалуй.


Лето.

Дал большое интервью о мультипликации «сталинского» периода Ольге Блекледж из Питтсбургского университета. Не знаю, насколько удачно, но сформулировал многие ценные (по-моему) мысли о жанровой эволюции мультипликации 1920-30-х годов, о «маятникообразном» её характере, о подробностях разделения анимационной истории на отдельные периоды, об изменениях репертуарной политики, о логике развития советской мультипликации того времени и о многом другом. Если удастся обнародовать эти беседы, может получиться одна из наиболее содержательных публикаций о нашей анимационной истории.

Посещал анимационные сеансы Московского Международного кинофестиваля, знакомился с новейшими произведениями отечественной анимации.

Составил черновой список всех известных мне сохранившихся немых отечественных мультипликационных фильмов – в рамках подготовки программы для Большого фестиваля мультфильмов.

Записал большое видеоинтервью по просьбе Госфильмофонда для документального фильма к 100-летию мультипликации. Отснятый материал был сохранён и передан мне, что бывает довольно редко. Хотя тематика вопросов была довольно «пёстрой», но в целом получилось неплохо.

По просьбе института выдвинул свои предложения относительно содержания школьного курса «100 лучших фильмов» (составил список из двадцати произведений мировой анимации).

Присутствовал на международной конференции, приуроченной к 200-летию Отечественной войны и её отражению в кинематографе.

Формировал списки картин, заказ которых в Госфильмофонде будет необходим для проведения дальнейших анимационных сеансов Музея кино.

Составлял проекты анимационных программ и ретроспектив на книжном фестивале «Бу!Фест» (совместно с tea_elf).

Сканировал фотографии из фондов Музея кино для иллюстрирования статьи goododd.

Предоставил издательству «Эксмо» диафильм Мигунова «Чиполлино» для оцифровки и переиздания.

Проводил в последний путь П.И.Петрова.

Участвовал в проведении «Двора Берковского» (см. соответствующий пост).

В конце августа – пожалуй, главный мой провал 2012 года: крайне неудачно проведённая лекция на «Бу!Фесте». Помимо несколько спонтанно выбранной темы, сказались плохая подготовка и скверная физическая форма. Впрочем, всё это уже обмусоливалось мной в подзамочном посте, повторяться не буду. После этой неудачи долго опасался анонсировать свои публичные выступления…

(Окончание следует)
Tags: Музей кино, Союзмультфильм, анимация, лекции, мероприятия, приключения, сеансы, фестивали, юбилей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments