george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Год, который был - 2

Итак, вторая часть "отчёта".


Осень.

В сентябре закончился многолетний тягостный период «работы через силу». После летней передышки неожиданно почувствовал такой непреодолимый рабочий зуд и страсть к деятельности, какого не знал едва ли не с 2005 года. Жизнь наполнилась смыслом, обновились ранее растраченные силы. Это состояние продлилось вплоть до декабря, когда было вытеснено предновогодней суетой. Но уверенность в себе всё же осталась.

Был доведен до чистового варианта текст для институтского сборника о периоде 1979-1986 гг. Он получился, видимо, неровным, в каких-то местах ощущается нехватка информации, в других – напротив, её избыток. В процессе работы было собрано много ранее неведомых мне сведений, использовались вновь открытые архивы «Союзмультфильма». Главное, чего удалось добиться в этой статье – раскрытие (хотя бы частичное) «загадки» 1980-х, выявление тех истоков и корневых причин, из которых и произросла ситуация «культурного слома» конца 1980-х гг., и как следствие – сегодняшнее положение дел в нашем искусстве. Я давно подкапывался к этой теме, и вот наконец попытался её разрешить. Насколько удачно – не мне судить, но, по-моему, очень многие вещи я сформулировал впервые.

Наконец-то написал статью «Как мультипликаторы олимпийцами стали», задуманную и начатую несколько лет назад. Пока текст не пристроен, но мне он нравится – первый максимально полный обзор вклада аниматоров в подготовку и проведение Олимпиады-80. Причём в процессе работы было сделано несколько небольших, но весьма любопытных киноведческих открытий.

По заказу zhuckoff написал статью о вновь открытых неизвестных текстах Кира Булычёва. Хотя в моей редакции она опубликована на бумаге, скорее всего, не будет, но на её основе Андрей сделал другую, популярную статью с использованием раздобытой мною информации. А свой вариант я, скорее всего, обнародую в ЖЖ.

Очень удачно провёл лекцию «Революция до революции» в Золотом зале кинотеатра «Художественный». Эту тему (изменения в мультипликации 1955-1962 гг.) я очень давно хотел эффектно преподнести публике, и наконец это удалось. Причём формат лекции оказался очень удобен именно для такого материала, хотя интонацию и способ подачи я уяснил для себя буквально за два дня до мероприятия. Уже сейчас чувствую, что те, кто присутствовал тогда на этой встрече (в частности, goododd) стали по-новому оценивать тот период, приняв моё видение, что весьма приятно. Значит, получилось убедительно.

Огромную часть сил и времени отняла подготовка двух сеансов, приуроченных к 75-летию со дня рождения Анатолия Алексеевича Петрова. К этому мероприятию мы с tea_elf готовились не меньше трёх недель. Удалось собрать почти исчерпывающе полную антологию работ Петрова, оцифровать большое количество редчайшего материала (плёнки, мультипликата, эскизов, целлулоидных фаз и т.д.), собрать всё это в слайд-шоу и продемонстрировать публике. Огромную помощь в подготовке оказал Володя Никитин, не говоря о Галине Сергеевне Бариновой и Галине Анатольевне Петровой, которым пришлось тоже немало сил потратить на оцифровку и разбор архива, а Г.С.Бариновой – и вести вечер наравне со мной. Сеансы получились настолько впечатляющими, что Музей кино укрепился в желании сделать персональную выставку Петрова, и предложил продолжить проведение авторских ретроспектив в подобной форме, с использованием музейных фондов.

Совершил две поездки в Госфильмофонд. Во время первой – поработал в картотеке, уточнил многие данные, которые потребуются в работе над вторым изданием Энциклопедии; окончательно определил список немых картин для программы Большого Фестиваля Мультфильмов, а также провёл переговоры о моём участии в фестивале «Белые Столбы – 2013». Вторая поездка, пятидневная, прошла в рамках подготовки к фестивалю, и реализовала мою давнюю мечту: удалось просмотреть на монтажном столе практически полную антологию анимационных сюжетов для киножурнала «Фитиль». Получил невиданное наслаждение, и вдобавок – массу информации, крайне необходимой для будущего описания истории отечественной мультипликации. По итогам работы составил подборку сюжетов для фестиваля и написал текст для фестивального каталога. Подробностями найденного и открытого ещё буду делиться.

Подготовил программу «Сквозь цензуру» для фестиваля «Кинопроба», написал текст для каталога. В процессе работы при помощи tea_elf обновил свою коллекцию авторских редакций анимационных фильмов более качественными копиями. Однако сбор этой антологии ещё не завершён.

Несколько впопыхах поучаствовал во ВГИКовской конференции, приуроченной к 100-летию российской анимации. Своего доклада не сделал (времени не оставалось), но в прениях выступил.

Составил программы выездных фестивалей киностудии «Союзмультфильм». Сами мероприятия пока отложены, но в процессе их подготовки я написал ещё несколько текстов, в том числе процентов на 80-90 обновил свою давнюю справку по истории «Союзмультфильма». Получился совсем новый текст, который я ещё дополнил в декабре. Надеюсь, он попадёт на обновлённый сайт студии.

Начал работу над Словарём анимационных терминов. Выслал свой вариант словника, участвовал в предварительных обсуждениях проекта с Борисом Машковцевым.

Выслал konst_arbenin недавно выявленные в архивах тексты М.Д.Вольпина – блистательный сценарий «Счастливое число» и заявку на неосуществлённый фильм «Ангел и дьявол». Надеюсь, они помогут Косте в работе над вольпинской темой.

Написал текст о немых фильмах для каталога БФМ.

Контактировал с представителями петербургского издательства «Речь», договорились о переиздании нескольких детских книг и сборников с иллюстрациями Е.Т.Мигунова, передал для работы часть оригиналов.

Ну, и помимо всего прочего – встреча с Сергеем Галстяном, приезд и визит Володи Никитина, ещё одна консультация Лары Малюковой (на сей раз – об иллюстрациях к книге), просмотр во ВГИКе нового фильма Лёши Дёмина, пост о «новых редакциях» анимационных фильмов, оцифровка магниток с музыкой из мультфильмов в Музее кино, визит со Светой Ким к И.А.Ковалевской (включая знакомство с новой редакцией её воспоминаний о «Бременских музыкантах»), посещение Мультконцерта в Кремле, открытия Большого Фестиваля Мультфильмов и выставки в «Арт Плее», сканирование библиотечного сборника о научно-популярном кино со статьёй Ирины Евтеевой, и т.п. Проститься с А.Р.Давыдовым, к сожалению, не успел – времени не хватило…


Декабрь

Поездка в Екатеринбург на фестиваль «Кинопроба». Провёл (довольно удачно) сеанс «Сквозь цензуру», поучаствовал в Круглом столе на тему конформизма в советском искусстве. Отвёз уральцам некоторые московские издания об анимации (по традиции). На фестивале произошло много встреч, в том числе и новых знакомств. Четыре дня выдались очень богатыми на события. Возвращался в Москву в день похорон Ф.С.Хитрука…

Встречался с Михаилом Гуревичем и Петей Багровым (они приезжали в Москву), делились материалами и информацией.

Продолжал работу над Словарём, участвовал в первых совещаниях рабочей группы, написал черновые пробные варианты словарных статей.

Сделал текст для каталога Белых столбов о Р.В.Давыдове – к грядущему 100-летию.

Дал небольшое интервью о Ф.С.Хитруке – газете (журналу?) «Собеседник».

В связи с обычной для декабря предновогодней запаркой не успел довести до промежуточного результата работу для «Летописи российского кино» - надеюсь, в январе доделаю…


Ну и наконец, главное. То, что сопровождало весь 2012 год, и что явилось одной из главных «сбыч мечт» последних десятилетий.

«Союзмультфильм» начал передачу части своих музейных ценностей на хранение в Государственный центральный музей кино.

Этого результата мы с Н.И.Клейманом и другими музейными сотрудниками безуспешно добивались почти двадцать лет. Ещё при Скулябине я пытался пробить решение о передаче хотя бы студийных документов в РГАЛИ или другой профильный архив. Позже борьба за сохранение музейных ценностей стала одним из главных лозунгов войны за спасение студии. В конце 1999-го года нам показалось, что победа совсем близка. Мы даже успели составить опись всего обнаруженного на студии музейного имущества. Однако и во времена Рахимова, и тем более – при Киракосяне продолжалось всё то же: архивы гибли, музейные ценности выбрасывались и уничтожались, музейные помещения разорялись, раритеты расхищались и пропадали бесследно. Шансов на спасение не было никаких. И, как водится, когда угасла последняя надежда, мечта внезапно сбылась.

Допущение к руководству студией Коли Маковского открыло возможность для нормальной совместной партнёрской работы Музея кино и «Союзмультфильма». Весь прошедший год был годом освоения того архивного материала, который всё же сохранился на студии, несмотря на предшествующую эпоху варварства.

В январе Коля сообщил об обнаружении остатков методкабинета. Зимой я разобрал эти материалы, среди которых оказалось много такого, что я считал давно погибшим.
В апреле эта часть архива была перевезена в Музей. В мае пришла очередь сценарного отдела. Часть его архива я разбирал на студии, до вывоза, часть – уже после, осенью, в Музее. Летом в спешном порядке пришлось разбирать завалы мусора в «25-м доме», из которого было извлечено немалое количество рабочих материалов, включая плёночные архивы Хржановского и Гамбурга. В августе Музей принял на временное хранение бОльшую часть архива сценарного отдела, коллекцию срезок, остатки методкабинета и плёночный архив Е.А.Гамбурга, значительная часть которого представляла воистину уникальные кинораритеты. Осенью начался ремонт на четвёртом этаже студии, и я столь же спешно разобрал (частично) и эвакуировал материалы (преимущественно - по фильмам 2000-х годов), которые хранились там. Среди них тоже были ценные находки. Осенью же в Музее я начал работу по атрибуции материалов методкабинета и разобрал вывезенные из сценарного отдела документы, которые дали такое колоссальное количество ценнейшей информации, какого я не получал, пожалуй, со времён работы в архиве Госфильмофонда. Выявленная информация использовалась для статей, ретроспектив; кое-какие отдельные находки я «презентовал» в ЖЖ. В декабре мы с tea_elf приступили к осмотру и описи имущества студийного музея, сейчас этот процесс уже в разгаре.

Пожалуй, именно на эту долгожданную работу у меня и уходило максимальное количество времени и сил. Мечтать о том, что это когда-либо произойдёт, я бросил ещё в начале 2000-х годов. Поэтому теперь я с азартом ловлю выпавший на нашу долю шанс, стараясь использовать такую возможность по максимуму. А tea_elf ведёт переговоры со студией о наиболее целесообразном и выигрышном для всех сторон использовании выявленных ценностей.

Ну и, наконец, ещё один подарок уходящего года. Сильно повысилась творческая активность. Если в 2011-м я с трудом выдавил из себя всего пару стихотворных текстов, то 2012-й оказался на них неожиданно урожайным. Помимо самостоятельных стишков, написалось немало экспромтов, которыми я иногда «разбрасывался» в ЖЖ. Придумалось и нарисовалось несколько новых карикатур. И, конечно, собственно ЖЖ. Хотя новых постов было не так уж много, но к некоторым из них я относился столь же ответственно, как к небольшим научным публикациям. Так что эту деятельность я ничтоже сумняшеся также вношу в «послужной список»…

Конечно, несделанного тоже много. Но тем не менее, прошедшим юбилейным годом, годом «сбычи мечт», я очень доволен. Наступающий, 2013-й, тоже обещает быть богатым на «трудовые будни»: уже по предварительным прикидкам, предстоит участие примерно в десяти масштабных проектах. Хватит ли сил и времени – поглядим. «Делай что должно – и будь что будет»!
Tags: Музей кино, Союзмультфильм, анимация, лекции, мероприятия, приключения, сеансы, фестивали, юбилей
Subscribe

  • "Но книжку-то можно? Книжку!"

    Сегодня пришло сообщение от редактора-составителя двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…» Андрея Евгеньевича Крылова. Как я и…

  • Новая мифология

    Хароновирус Подземное царство Ковида Антитени ПатологоТанатом

  • Акционеры - 99

    22 года назад, 1 июля 1999 года, «Союзмультфильм» был акционирован. Как все уже, наверное, знают, это было сделано тайно, в обход законов и процедур…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • "Но книжку-то можно? Книжку!"

    Сегодня пришло сообщение от редактора-составителя двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…» Андрея Евгеньевича Крылова. Как я и…

  • Новая мифология

    Хароновирус Подземное царство Ковида Антитени ПатологоТанатом

  • Акционеры - 99

    22 года назад, 1 июля 1999 года, «Союзмультфильм» был акционирован. Как все уже, наверное, знают, это было сделано тайно, в обход законов и процедур…