george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Белые Столбы - 2013

В понедельник, 28 января, в Госфильмофонде было торжественно объявлено об открытии XVII фестиваля архивного кино «Белые Столбы».
В тот же день Онищенко объявил об открытии эпидемии гриппа в России.
Два этих мероприятия совместить было практически невозможно. Мне выпало участвовать во втором.

За сутки до отъезда на фестиваль я свалился с температурой 39, кашлем и ознобом. Успел предупредить штаб, что приехать не смогу – по крайней мере, в первые дни. И смирился с тем, что все фестивальные показы (включая свой) пролежу дома.
Благодаря усиленному лечению уже во вторник температура спала, кашель свёлся к минимуму. Я осмелел и решил, что если в среду состояние будет не хуже, попробую вырваться хотя бы на один день. Самочувствие не подвело, в среду я без подсказки нашёл госфильмофондовский автобус у «Домодедовской» (ещё и угадал время его отправления!) и в половине десятого был в вестибюле гостиницы. Первый (для меня) день пребывания на фестивале прошёл без чрезвычайных происшествий, и мне даже вернули право пользования гостиничным номером (который я было уже уступил для других желающих). Я съездил за вещами в Москву, и последние два дня провёл в Белых Столбах уже в обычном режиме. Так что могу отчитаться об увиденном и пропущенном (о последнем – по отзывам).

Похоже, что все три главных анимационных события этого фестиваля я всё же пропустил, ибо они произошли в первые два дня. Однако одно из них – это мой собственный сеанс, о содержании которого я представление имею, а другое (показ реставрированных трёхцветок) я тоже вполне могу домыслить, т.к. был ознакомлен с промежуточными результатами реставрации ещё до фестиваля.

Первым главным анимационным открытием стали фильмы, найденные и атрибутированные в чешском киноархиве Николаем Изволовым и Сергеем Каптеревым. Это – считавшиеся утраченными экспериментальный фильм М.М.Цехановского «Гопак» и рисованная лента В.Г.Сутеева «Улица поперёк». Их мне посмотреть пока не удалось. Показали их даже вне программы, т.к. данных в каталоге и программе фестиваля об этих новых приобретениях Госфильмофонда нет. Разговоры о закупке или обмене этих фильмов велись уже года два, и наконец-то они оказались доступными российским специалистам. Особенно любопытно было бы посмотреть «Улицу поперёк». Неудивительно, что она, судя по отзывам, весьма впечатлила фестивальную публику. Об этом фильме вообще очень много интереснейшей информации, и он занимает особое место в истории отечественной мультипликации. Не только потому, что является режиссёрским дебютом В.Г.Сутеева и первым московским оригинальным звуковым мультфильмом. Но и по той роли, которую сыграло появление этого фильма на экранах, по влиянию его на развитие отечественной анимации. Волею судьбы после этой картины её авторы – Сутеев и Атаманов – быстро вырвались в лидеры отечественной мультипликации, а сама «Улица…» на какое-то время даже стала почти образцовым с точки зрения критики рисованным фильмом. Конечно, здесь сыграли роль очень интересные обстоятельства, связанные с работой Сутеева и Атаманова над следующей лентой («Сказкой про белого бычка») и с политической ситуацией, сложившейся в 1932 году. Но и сам по себе фильм «Улица поперёк», безусловно, производил на современников сильное впечатление.

Второе событие – показ ещё двух восстановленных Николаем Майоровым и Владимиром Котовским рисованных работ «Союзмультфильма». На сей раз это были самая первая на студии цветная картина – «Сладкий пирог» Д.Н.Бабиченко (1937) – и самая последняя студийная «трёхцветка» – «Зимняя сказка» И.П.Вано (1945). На примере этих работ было хорошо видно, какую эволюцию прошли методы применения цвета в мультипликации в процессе развития трёхцветных фильмов. От слащавых и кричащих «лимонных» цветов «Сладкого пирога» до тончайшей цветовой проработки Е.Т.Мигунова и А.П.Сазонова в «Зимней сказке» - как от земли до неба. Если первый фильм ранее был совсем недоступен зрителям, то второй существовал в одноцветной вирированной копии, и в таком виде очень редко демонстрировался.

Третье анимационное открытие – подготовленная мной программа из пятнадцати анимационных сюжетов для киножурнала «Фитиль», выбранных осенью из двухсот с лишним мультипликационных фрагментов журнала, и приуроченная к 100-летию со дня рождения С.В.Михалкова (первоначально планировалось реализовать эту идею ещё год назад, к 100-летию российской анимации и 50-летию «Фитиля»). Хотя я был лишён возможности рассказать об этой программе публике, но оставался мой текст в фестивальном каталоге, и, судя по отзывам, эта подборка стала одной из самых тепло принятых фестивальных программ. Я постарался представить как можно больше различных режиссёров, работавших для «Фитиля», тем, которые затрагивались журналом, сценарных идей, положенных в основу сюжетов. Один из сюжетов, снятый по сценарию недавно умершего Михаила Ушаца (одного из самых виртуозных драматургов «Фитиля»), хотел посвятить его памяти. Отбор был весьма строгим, и всё же подобных программ можно было сделать ещё три-четыре, без потери качества. Я выбрал только «союзмультфильмовские» работы, но отдельную подборку можно было составить и из сюжетов украинцев, армян, эстонцев. Посмотрим, будет ли спрос на продолжение этой идеи.

В программе «Восстановление стерео» были показаны переведённые в современный стереоформат фильмы, в том числе «Волшебное озеро» И.П.Иванова-Вано и И.Я.Боярского (1979, «Союзмультфильм», система «Стерео-70», восстановленный НИКФИ и Госфильмофондом) и «Кристаллы» (первый в мире научно-популярный стереофильм с первой в мире кукольной и рисованной стереомультипликацией Д.Н.Бабиченко и О.Ф.Хлудовой, 1948, «Моснаучфильм»). Несмотря на прикладной характер мультипликации, «Кристаллы» мне показались гораздо более удачным фильмом. Восстановлен он был тоже Николаем Майоровым.

Пётр Багров представил подборку киноматериалов «Сохранились не полностью», в которую попали три кадра из несохранившегося фильма Н.П.Ходатаева и З.С.Брумберг «Паровоз, лети вперёд!» (1932), атрибутированные нами с Петей. В той же подборке была анимационная реклама одесского фильма «Проданный аппетит» (1928).

Госфильмофонд подготовил программу «Анимация и мастера советской сцены», в которую вошли мультипликационные фильмы, озвученные актёрами, в основном более известными по театральным и эстрадным, нежели по киноработам. В их числе Борис Чирков, Михаил Яншин, Геннадий Хазанов, Александр Ширвиндт, Аркадий Райкин, Анастасия Зуева, Мария Бабанова, Серафима Бирман, Валентина Сперантова, Вера Орлова, Анастасия Георгиевская, Елена Понсова. Конечно, подобранные фильмы широко известны, но всё же находились желающие посмотреть и эти популярные картины с киноплёнки.

В рубрике «In Memoriam» был показан фильм Ф.С.Хитрука «Остров». Ещё одна программа была приурочена к 90-летию студии Уолта Диснея. Был показан документальный фильм «Как делается мультипликация Уолта Диснея» (1938) и пять классических диснеевских короткометражек 1932-39 гг.

Со вторым моим показом произошла несуразная история. Я предложил отметить 100-летие Романа Давыдова демонстрацией фильма «Акционеры». Уверен, что эта работа, показанная с киноплёнки на широком экране, произвела бы яркое впечатление. Предложение было принято, и в программе и каталоге этот фильм был заявлен. Правда, из рубрики «Великие столетия» он перекочевал почему-то в самостоятельный раздел «Из архива Романа Давыдова». Но в день показа выяснилось, что из-за изменений в программе возникает дефицит времени, и «Акционерами» решено было пожертвовать. Тем более что меня в этот момент ещё не было на фестивале, и представить фильм было некому.

Одним из лауреатов фестиваля стала Биргит Боймерс, исследующая и активно пропагандирующая за рубежом российскую и советскую анимацию.

Неприятной новостью стал запрет дирекции Госфильмофонда на предоставление гостям фестиваля архивных услуг (за исключением иностранных гостей). Всегда архивисты в течение фестиваля без ограничений работали с документами и имели возможность заказать любую картину на монтажном столе. Больше такой привилегии у них нет.

В последний день была устроена традиционная экскурсия по Госфильмофонду. Традиционная – да не совсем. Желающим гостям показали не только хранилища фильмов и документов, процесс реставрации и сканирования киноплёнки, но даже подсобное хозяйство киноархива. Включая свиней с поросятами, коров, телят, овец, коз, гусей и грозного быка-производителя на цепи. Гуси гуляли по снегу и один из них, похоже, тоже вел экскурсию (видимо, рассказывал о гостях фестиваля). В отдельном загоне стоял только сегодня родившийся чёрненький козлёнок. В довершение всего нам показали теплицу для выращивания растений и строящуюся на 17 сотках баню для Жерара Депардьё. Жалко, что на экскурсии не было журналистов. Я уже представлял яркие газетные заголовки типа «Гостей кинофестиваля отвезли в свинарник и в баню Депардьё».

Вот так мне удалось-таки совместить несовместимое. Хотя и не без потерь.

А между тем на закрытии было объявлено о подготовке к фестивалю следующего года. Для него уже сделаны первые архивные находки, уже ведётся процесс восстановления очередной партии «трёхцветок», уже возникли идеи будущих программ…
Tags: Дисней, Роман Давыдов, анимация, мероприятия, приключения, сеансы, фестивали
Subscribe

  • Книжные новинки

    Поскольку на книжных ярмарках я не имею возможности бывать уже около двух лет, пополняю библиотеку закупками в интернет-магазинах. Сегодня пришли…

  • Пащенко - 120 (3)

    (Окончание) Последний период творческой биографии Мстислава Сергеевича прочно связан с именем Бориса Дёжкина. После окончания «Лесных…

  • Пащенко - 120 (2)

    (Продолжение) Начинался самый продуктивный период жизни М.С.Пащенко, когда почти каждая новая его работа вскоре после завершения получала статус…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Книжные новинки

    Поскольку на книжных ярмарках я не имею возможности бывать уже около двух лет, пополняю библиотеку закупками в интернет-магазинах. Сегодня пришли…

  • Пащенко - 120 (3)

    (Окончание) Последний период творческой биографии Мстислава Сергеевича прочно связан с именем Бориса Дёжкина. После окончания «Лесных…

  • Пащенко - 120 (2)

    (Продолжение) Начинался самый продуктивный период жизни М.С.Пащенко, когда почти каждая новая его работа вскоре после завершения получала статус…