george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Люди и...

…Уже много раз я посвящал посты описанию тех задач, которые стоят перед немногочисленными киноведами, посвятившими себя исследованию истории отечественной анимации. Вот здесь, например:
http://george-smf.livejournal.com/19233.html
- я перечислял те «белые пятна», которые предстоит заполнить, чтобы получить хотя бы полную анимационную фильмографию. Кстати, чешские киноведы такую работу отчасти уже проделали. На фестивале «Белые Столбы» гости из Чехии подарили нам первый том полного каталога чешской мультипликации с 1920 до 1945 г. На двух языках – чешском и английском. С кадрами из фильмов, фильмографическими справками, аннотациями. Включая не только самостоятельные работы, но и ВСЕ рекламные ролики (!). С приложением трёх дисков с сохранившимися фильмами. Нашей мультипликации такое и не снилось.

А ведь это только фильмография. Если же замахнуться на подробное исследование истории, то здесь и вовсе работы невпроворот. Ждёт изучения и описания грандиозный пласт информации по истории студии «Мульттелефильм». Не закончен сбор данных о технологической эволюции советской мультипликации. Нет истории интереснейшей свердловской анимационной школы. Остаются неисследованными грандиозные архивы РГАЛИ и Музея кино – сценарии, протоколы худсовета, отчёты, производственная документация… Вся история «Союзмультфильма» процентов на 80 ещё не извлечена из архивов.
Не потому, что документов мало. Рук нет. Из недр киноведческого факультета ВГИКа практически не появляется специалистов, желающих посвятить жизнь архивным изысканиям. Там «пекутся» критики, эссеисты, но – не архивисты. В прошлом году две недавних выпускницы РГГУ взялись было за сбор информации по «Мульттелефильму» (что для меня было праздником!) – но и эта инициатива заглохла в самом начале… В Москве – колоссальный дефицит исследователей при огромном объёме неосвоенной документации.

И вдруг…
Вдруг случается чудо. То, чего нет даже в столице, само собой рождается в Перми.
В 2010 году в Пермском Государственном Университете, на филфаке, студентка Юлия Баяндина написала дипломную работу об истории пермской мультипликации.
Удивительно не то, что была взята такая тема (хотя мультпроизводство в регионах РСФСР – ещё одно «белое пятно» на «карте» нашей мультипликации). Удивительно то, что на филологическом факультете, на кафедре журналистики, была создана ОБРАЗЦОВАЯ киноведческая работа.
Юлия Баяндина (запомните это имя!) показала себя прирождённым, полноценным киноведом-архивистом. Освоение источников в её труде – исчерпывающее. Она опросила всех живых участников создания пермских мультипликационных фильмов, подняла в архивах все документы, относящиеся к производству анимации на «Пермьтелефильме» (включая протоколы приёма сценариев и готовых фильмов, сами сценарии, каталоги фильмов, производственные планы, личные дела работников мультстудии), раскопала все публикации в периодике об этих работах, просмотрела архивные телесюжеты… При этом описала не только пермское телевизионное производство, но и систему подчинения пермского областного телевидения Центральному, и коротко рассказала о других телевизионных региональных студиях, производивших мультипликационные картины. Подчёркиваю, работа в результате получилась не журналистская, а киноведческая, причём (повторюсь!) – образцовая. В Москве таких не делают.

С тех пор Юля переработала освоенный материал в несколько журнальных статей (к сожалению, не удалось успеть подготовить их публикацию), и наконец, накануне Нового, 2013 года, петербургское издательство «Маматов» выпустило на основе той дипломной работы Юлину книгу «Люди и куклы» (название редакционное).



Сегодня она добралась до Москвы и оказалась у меня в руках. Хотя диплом Юля писала совершенно самостоятельно, но в подготовке книги ей, насколько могли, помогали мы с kapkoff. Впрочем, помощь была не слишком существенной – Сергей добавил материала об актёрах, озвучивавших пермские мультфильмы, я откорректировал несколько абзацев и раздобыл пару документов в ГЦМК. Всё остальное Юлия сделала сама. Но даже таким скромным участием в её работе я горжусь.

Книга «Люди и куклы» - пример добросовестного отношения автора к теме. Юлии Баяндиной удалось подробно описать три периода развития пермской мультипликации (условно – «рисованный», «кукольный» и «пластилиновый»), рассказать хотя бы вкратце практически о каждом фильме, выпущенном пермяками, об истории их создания, о трудностях, с которыми сталкивались авторы, о преодолении технических проблем, о цензурных поправках, об особенностях, отличавших пермские мультфильмы от продукции других областных телестудий. Очень подробно описана история формирования коллектива мультипликаторов «Пермьтелефильма» и история его гибели. Приведены статистические данные, в частности – графики интенсивности мультпроизводства на студиях региональных телекомитетов. Книга проиллюстрирована кадрами из фильмов, фотографиями рабочих моментов съёмочного процесса, портретами работников «Пермьтелефильма». В конце приведена полная фильмография, причём в ряде случаев Юлия смогла даже указать точные даты трансляции фильмов по местному и Центральному телевидению.

И отдельная глава посвящена биографиям и литературным «портретам» тех, кто создавал мультипликацию в Перми. Светлане Можаевой, Леониду Кощеникову, Станиславу и Людмиле Ольшевским, Ирине Тимофеевой. После прочтения книги забыть эти имена уже невозможно.

Когда-то, в 2005 году, в статье «Музей, анимация и немного сентиментально», я сформулировал: «Главное сокровище Анимации – не её фильмы, а её Люди». http://animator.ru/articles/article.phtml?id=252
В своей работе Юлия Баяндина, не читавшая той моей статьи, пишет: «Но главное сокровище пермской анимации было и есть – не фильмы, не куклы и не награды – её Люди».
Это никоим образом не плагиат. Это гораздо больше, чем совпадение. Этим ощущением проникнута каждая страница книги Юлии Баяндиной.
Это дорогого стоит.


P.S. В дополнение – ещё одна радостная новость, тоже сегодняшняя: вышел тираж 99-го номера «Киноведческих записок», посвящённого профессии художника-постановщика игровых фильмов. Номер богато иллюстрированный, для «Записок» это - первая попытка, своего рода эксперимент. Одна из публикаций, подготовленная Петром Багровым, представляет читателю либретто известного ленинградского художника театра и кино Исаака Махлиса «Сотворение мира», написанное для постановки средствами мультипликации. Предположительно, этот фильм готовился снимать Мстислав Сергеевич Пащенко.
Tags: Музей кино, анимация, книги, публикации
Subscribe

  • Книжные новинки

    Поскольку на книжных ярмарках я не имею возможности бывать уже около двух лет, пополняю библиотеку закупками в интернет-магазинах. Сегодня пришли…

  • Вам, библиографы!

    В 1959 году в Детгизе вышла повесть Кирилла Домбровского «Внимание… Съёмка!» - рассказ для детей о том, как снимается научно-популярное кино.…

  • Пащенко - 120 (3)

    (Окончание) Последний период творческой биографии Мстислава Сергеевича прочно связан с именем Бориса Дёжкина. После окончания «Лесных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • Книжные новинки

    Поскольку на книжных ярмарках я не имею возможности бывать уже около двух лет, пополняю библиотеку закупками в интернет-магазинах. Сегодня пришли…

  • Вам, библиографы!

    В 1959 году в Детгизе вышла повесть Кирилла Домбровского «Внимание… Съёмка!» - рассказ для детей о том, как снимается научно-популярное кино.…

  • Пащенко - 120 (3)

    (Окончание) Последний период творческой биографии Мстислава Сергеевича прочно связан с именем Бориса Дёжкина. После окончания «Лесных…