george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

На нашей улице - праздник

Поздравляю!
Сегодня, 1 марта 2013 года, у всех истинных любителей мультипликации – праздник!
Сегодня отмечает юбилей Инесса Алексеевна Ковалевская.

Трудно представить, какой была бы сегодняшняя жизнь, если бы в отечественном кино не было этого имени. Во всех детских садах и школах дети не учили бы наизусть «Чунгу-Чангу». Битком набитый Зал имени Чайковского на Мультконцерте не подпевал бы исполнению со сцены «Синей воды». На пикниках разомлевшие компании не горланили бы хором «Я на солнышке лежу...». Да и вообще вся история советского мюзикла пошла бы совсем иначе, да и началась бы много позже. Потому что без Инессы Алексеевны Ковалевской не было бы феномена «Бременских музыкантов».

Именно она вместе с композитором Геннадием Гладковым и поэтом Юрием Энтиным стояла у самых истоков идеи создания музыкального мультипликационного фильма. Именно она заставляла Энтина вновь и вновь переписывать стихи для некоторых музыкальных номеров, показавшиеся недостаточно выразительными. Именно по её настоянию дописывались целые музыкальные эпизоды, которых не было в литературном сценарии (например, эпизод свадьбы Трубадура и Принцессы во дворце). Именно она перекомпоновывала музыкальные фрагменты и изменяла мизансцены и места действия ключевых эпизодов фильма. Именно по её требованию Макс Жеребчевский до неузнаваемости переработал первоначальное изобразительное решение персонажей, и они стали именно такими, какими их полюбили миллионы зрителей. Именно она вместе со звукорежиссёром Виктором Бабушкиным руководила легендарной ночной записью музыки к фильму. Именно она впервые применила «клиповый монтаж» (разбивку фильма на самоценные музыкальные «номера», добившись своеобразной «цельности внутри цельности»), благодаря которому песни легко изымались из картины и использовались в музыкальных программах, «мультпарадах» и «мультконцертах» на советском телевидении. Именно она, получив вполне качественный мультипликат того или иного эпизода, решалась передоверить его другому аниматору, темперамент, органика и способности которого, по её мнению, больше подходили для выполнения данной задачи. И сцена преображалась, делаясь поистине искромётной и незабываемой. Именно Ковалевская задала тот самый «балаганно-цирковой» тон действию, который отличает этот легендарный фильм, ставший первым советским киномюзиклом, да ещё и созданным средствами мультипликационного кино.

Ковалевская, по сути, открыла историю этого жанра. И это далось ей весьма непросто.

Впрочем, сегодняшний праздник – лишь для истинных ценителей мультипликации. Но в их число не входят телеканалы, которые не посвятили этой дате ни одной передачи, интервью или кинопоказа (даже канал, носящий наименование «Культура»). В их число не входит Союз Кинематографистов, который не включил в мартовский календарь московского Дома Кино ни одного мероприятия, посвящённого юбилею. И в их число уж точно не входит фестиваль анимации в Суздале, который проходит в это же время, и в программе которого начисто отсутствует даже упоминание о том, с каким Событием совпадает его проведение…

Впрочем, это неудивительно. Как говорится в пресс-релизе фестиваля, он ориентируется на «сохранение традиций», и все «знаковые события находят отражение в его программе», так как он-де «является зеркалом отечественной анимации». На зеркало, как известно, неча пенять. Логично, что юбилей одного из самых популярных авторов отечественной мультипликации «профессиональное сообщество» не считает «знаковым событием». Логично, если вспомнить, как относилось к Ковалевской это «профессиональное сообщество» ещё в старые добрые советские времена.
Можно вспомнить, как профессиональная часть студийного худсовета почти в один голос оценила «Бременских музыкантов» как творческую неудачу. Лишь «непрофессионалы», входившие тогда в худсовет (в частности, Борис Ефимов), защитили и спасли фильм, отнесясь к нему по-зрительски. Можно вспомнить, как «громили» тех же «Бременских» критики на обсуждении годового отчёта студии, обвиняя, в частности, в искажении классической сказки братьев Гримм. Как этот фильм не приняли к участию ни в одном фестивале – ни международном, ни внутрисоюзном… Чем больший успех завоёвывали работы Ковалевской у публики, тем большим осуждением встречали их коллеги.
Патриарх советской мультипликации называет изобразительное решение «Сказки о попе и о работнике его Балде» недопустимым для экранизации народного по духу произведения Пушкина – а публика с удовольствием смотрит фильм и раскупает пластинки с музыкой из него (кстати, тоже срежиссированные Ковалевской). Критики почти в один голос ругают «Чучело-мяучело» за банальность и чрезмерную романтизацию детства - а дети встречают эту ленту смехом и радостью. Многие картины Ковалевской почти не упоминаются в антологиях и стыдливо замалчиваются критикой, как будто их не существует в природе – а песни из этих фильмов слышны на каждом углу… Сколько раз уже Инесса Алексеевна доказывала, что она чувствует зрителя гораздо лучше многих прославленных и титулованных «мэтров»! Особенно – зрителя детского. И не только чувствует, но и не боится выглядеть «неоригинальной», «недостаточно изысканной», следуя зрительскому запросу более, чем мнению коллег.

Вообще, это интересный феномен – Инесса Алексеевна, режиссёр фильмов, кажущихся многим «слащавыми», легкомысленными, сентиментальными, инфантильными, в жизни – человек очень жёсткий, бескомпромиссный, язвительный, с прочным внутренним «стержнем». Всякий, кто с ней общался, знает: если она уверена в своей правоте, то поколебать её или заставить изменить свою позицию – невозможно. Она умеет «держать удар». Для неё не существует «священных коров»: о любом обожествляемом критикой или общественным мнением явлении или имени она готова высказать самое нелицеприятное мнение. И её действительно мало трогают критические нападки, ибо она хорошо знает им истинную цену.

Жизнь научила Инессу Алексеевну этому ещё в юности. Когда в 1950 году её отец был исключён из партии и покончил с собой, она была старшеклассницей, готовящейся поступать в МГУ. Тогда самые близкие друзья перестали с ней здороваться. Ей была закрыта дорога в вузы, несмотря на успешно сданные экзамены. Семья тогда была выселена из квартиры в Благовещенском переулке в барачное помещение в районе Черёмушек. Только помощь фронтового друга отца дала ей возможность всё же получить высшее образование. И лишь после реабилитации отца она смогла выбрать место дальнейшего обучения по своему вкусу.
Все эти обстоятельства закалили характер Ковалевской, после таких передряг она очень стойко сносила все более мелкие неприятности, которых в её биографии было немало. И когда ей после завершения «Бременских музыкантов», уже триумфально шедших по экранам страны, предложили написать заявление «по собственному»… И когда «Бременских…» изъяли из программы международного фестиваля, невзирая на уже подготовленные рекламные материалы… И когда, вместо того чтобы переработать сценарий по её замечаниям (как это и было принято на студии), постановку продолжения «Бременских музыкантов» без её ведома передали другому режиссёру… И когда худсовет и Главный редактор студии внезапно и по смехотворным причинам забраковали прекрасный подготовительный период фильма «Зимний костёр» по сюите С.С.Прокофьева… И когда Ковалевская, будучи членом Правления, вместе с другими студийными активистами противостояла акционированию и уничтожению студии, снося все служебные репрессии, которые обрушивались на их головы (включая запрет на проход в помещение «Союзмультфильма», оккупированного самозванцами)… Когда собираться в стенах студии стало опасно и даже попросту невозможно, заседания Правления проходили именно в квартире Инессы Алексеевны, «в изгнании».
Среди всех этих «приключений» особняком стоят попытки вымарать имя Ковалевской из истории появления «Бременских музыкантов» и приписать её заслуги другим людям (или напротив, провалы других – её рукам). Ко всему этому Инесса Алексеевна относится с готовностью настоящего бойца, а на некоторые удары судьбы отвечает очень достойно и эффективно. Так что невнимание к её юбилею – это уже такая мелочь, которая для неё не стоит ровным счётом никаких переживаний. Тем более что все эти невзгоды и неприятности с лихвой компенсируются главным: народной популярностью её фильмов, знаками зрительского внимания и любви, которые она получает до сих пор…

Нам очень сильно повезло. Мы имеем возможность не только общаться с Инессой Алексеевной Ковалевской – классиком народной мультипликации, – но и прочесть её воспоминания, где она описала многое из упомянутого в этом посте гораздо более подробно и детально. Я горжусь, что причастен к первой публикации этих мемуаров в журнале «Кинограф». Недавно Инесса Алексеевна дополнила тот текст новым завершением, которое, на мой взгляд, очень его украшает. Я с большим удовольствием произвёл корректуру и комментирование нового варианта. Так что можно готовиться и к изданию воспоминаний отдельной книгой, богато иллюстрированной (благо архив Инессы Алексеевны позволяет это осуществить). Ковалевская продолжает работу, пишет сказки, сценарии (которые выигрывают фестивальные конкурсы, но не запускаются в производство – ещё одна характерная деталь), собирается работать над книгой о мультипликации. Государственный Центральный музей кино планирует в этом юбилейном году провести полную ретроспективу её фильмов. Готовится выставка в Библиотеке киноискусства им. Эйзенштейна – пока скромная – и ведутся переговоры о проведении гораздо более масштабной.

Так что праздник состоится.
Tags: Ковалевская, Музей кино, Союзмультфильм, анимация, публикации, юбилей
Subscribe

  • Книжные новинки

    Поскольку на книжных ярмарках я не имею возможности бывать уже около двух лет, пополняю библиотеку закупками в интернет-магазинах. Сегодня пришли…

  • Вам, библиографы!

    В 1959 году в Детгизе вышла повесть Кирилла Домбровского «Внимание… Съёмка!» - рассказ для детей о том, как снимается научно-популярное кино.…

  • Легенда книжной иллюстрации

    Видеозапись рассказа о Е.Т. Мигунове на радио "Аврора" - к 100-летию. https://www.youtube.com/watch?v=c_foqO-ij-w

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Книжные новинки

    Поскольку на книжных ярмарках я не имею возможности бывать уже около двух лет, пополняю библиотеку закупками в интернет-магазинах. Сегодня пришли…

  • Вам, библиографы!

    В 1959 году в Детгизе вышла повесть Кирилла Домбровского «Внимание… Съёмка!» - рассказ для детей о том, как снимается научно-популярное кино.…

  • Легенда книжной иллюстрации

    Видеозапись рассказа о Е.Т. Мигунове на радио "Аврора" - к 100-летию. https://www.youtube.com/watch?v=c_foqO-ij-w