george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

На нашей улице - праздник - 2

И ещё о юбилее Инессы Алексеевны Ковалевской.

Канал «Культура» частично реабилитировался – сегодня журналисты приезжали снимать Инессу Алексеевну. Правда, не для большой юбилейной передачи, а всего лишь для сюжета в новостях, но сняли. Уже хорошо. Если успеют смонтировать, сюжет выйдет в эфир в 19.30, если запоздают – то в 23.20.

ИТАР-ТАСС тоже подсуетился, опубликовал довольно большое юбилейное интервью:
http://spb.itar-tass.com/c49/663917.html

С «Союзмультфильма» Инессе Алексеевне прислали букет из ста роз (!). Теперь большая проблема – куда их девать… Все наличные вазы, кубки и прочие вместилища уже заполнены, вся квартира – в цветах.

Я решил тоже поддержать общий праздник. Заглянув в «Википедию», выяснил, что биографических данных об Инессе Алексеевне там почти нет. Только чрезвычайно краткая справка, вроде статьи в энциклопедии. Немудрено, что многие лишь сейчас узнают какие-то отрывочные подробности о её жизни и творчестве.
А между тем достаточно развёрнутая биография Ковалевской давно уже написана мною и опубликована в журнале «Кинограф», в 20-м номере, в качестве приложения к первой редакции воспоминаний Инессы Алексеевны о создании «Бременских музыкантов». Но, поскольку журнал крайне трудно достать (особенно вне Москвы), я решил опубликовать этот текст в ЖЖ, полностью. Хотя это и не поздравление, а всего лишь сухая информация…

Итак,

КОВАЛЕВСКАЯ Инесса Алексеевна
Биографическая справка


И.А.Ковалевская родилась в Москве 1 марта 1933 года. Отец – Алексей Иванович Ковалевский – военнослужащий, генерал-майор, историк, преподаватель, был доцентом кафедры истории Академии военно-политических наук им. В.И.Ленина, затем – начальником этой академии, позже – ректором Академии общественных наук при ЦК КПСС. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн, воевал под Сталинградом и Ленинградом. Мать – Людмила Петровна Ковалевская – домохозяйка.
До войны семья жила на Писцовой улице близ Савеловского вокзала, после войны – переехала в Благовещенский переулок. В школу Ковалевская поступила в Москве, затем с 1941 по 1944 год находилась с семьей в эвакуации, сперва – под Челябинском, позже – в г. Белебей в Башкирии. Ковалевская еще в дошкольном возрасте училась в музыкальной школе по классу фортепиано, поступила в школу при Гнесинском училище, но обучение там не состоялось из-за начавшейся войны. Занятия музыкой продолжала дома, посещала художественную школу, изучала английский язык. Среднюю школу закончила в Москве в 1950 году.
В том же году отец И.А.Ковалевской был репрессирован и погиб, из-за чего она не была принята в МГУ, несмотря на удачно сданные вступительные экзамены. Семья была выселена в барачное помещение в районе поселка Черемушки. Лишь благодаря содействию фронтового друга отца, декана географического факультета Московского областного педагогического института, Ковалевская была зачислена в этот вуз и получила место в общежитии. Параллельно с учебой она занималась в художественной студии и драмкружке при ЦДСА, где занятия вел преподаватель МХАТовского училища В.К.Монюков. В течение года Ковалевская также посещает занятия подготовительной группы художественного отделения Полиграфического института. Проучившись в МОПИ два года, она подает документы одновременно в Полиграфический институт и на постановочный факультет Школы-студии МХАТ, куда и поступает. Еще через два года отца реабилитируют, и ограничения на получение образования снимаются. Семье дают квартиру, а Ковалевскую вызывают в ЦК и предлагают свободно выбрать место обучения. Она поступает сразу на третий курс театроведческого факультета ГИТИСа, и оканчивает его в 1958 году. В процессе обучения Ковалевская проходит трехлетнюю практику в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
После окончания института Ковалевская по распределению попадает в Театральный музей им. Бахрушина, откуда примерно через два месяца благодаря содействию знакомых переходит работать в Комитет по кинематографии Министерства культуры СССР. В должности младшего редактора с 1959 по 1961 год она курирует советскую мультипликацию и кинематографию Молдавской ССР. Именно по рекомендации И.А.Ковалевской директором «Союзмультфильма» в 1961 году назначается бывший референт министра культуры СССР М.М.Вальков.
В 1961 году по совету Александра Аскольдова Ковалевская поступает на Высшие курсы сценаристов и режиссеров при «Мосфильме», где учится сверхштатно, без выплаты стипендии, и одновременно переводится на киностудию «Союзмультфильм» в качестве ассистента режиссера. Помимо Аскольдова и Ковалевской, тот же курс окончили Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Глеб Панфилов, Василий Ливанов, Константин Ершов и другие.
В 1964 году Ковалевская – ассистент режиссера на кукольном мультипликационном фильме В.В.Курчевского и Н.Н.Серебрякова «Жизнь и страдания Ивана Семенова». Ознакомившись с производством кукольных фильмов, дипломную работу – фильм «Автомат» - Ковалевская тоже снимает в кукольном объединении «Союзмультфильма». В 1965 году она защищается этой картиной и получает диплом режиссера-постановщика художественного фильма.
После защиты диплома Ковалевская переходит в объединение рисованных фильмов, знакомится с производством и принципами работы с рисованным мультипликатом, будучи ассистентом режиссера на ленте Р.А.Качанова «Портрет» (1965), и получает вторую самостоятельную постановку – сценарий «Четверо с одного двора» (1967). В этот же период на студиях «Союзмультфильм» и «Фильмэкспорт» Ковалевская снимает три мультипликационных рекламных ролика.
Наибольший успех Ковалевской принес музыкальный фильм «Бременские музыканты» (1969), открывший новую страницу в истории советского мюзикла, но на «Союзмультфильме» встреченный не вполне благосклонно. Несмотря на прокатный триумф и необыкновенную популярность картины, фильм не был представлен ни на одном из фестивалей. У Ковалевской возникли проблемы с дальнейшим запуском на «Союзмультфильме», под вопрос была поставлена сама возможность продолжения работы на студии, и она приняла предложение руководства Творческого объединения «Экран» Центрального телевидения о постановке во вновь созданном мультобъединении телевизионной версии спектакля Латвийского кукольного театра «Интеркук». Двухмесячные съемки в Прибалтике сменились тяжелым монтажным периодом в Москве, осложненным не вполне профессиональным и сработавшимся коллективом. На этом этапе Марком Захаровым был написан новый конферанс к пьесе. Готовый фильм получил название «Только вам» (1970).
После этого Ковалевская возвращается на «Союзмультфильм» и вплоть до начала 1990-х годов занимается режиссурой на этой студии, избрав своей главной творческой задачей создание детских музыкальных мультипликационных фильмов. За этот период ею снято двадцать рисованных картин. Некоторые из них представляют собой современные детские мюзиклы («Сказка о попе и о работнике его Балде», «В порту»), другие – музыкальные этюды («Катерок»), миниатюры, построенные на одной-двух песнях («Как Львенок и Черепаха пели песню», «Чучело-мяучело»), для некоторых лент материалом явилась фольклорная музыка (широкоэкранный фильм «Русские напевы», «Кострома»). Картину «Песни огненных лет», за основу которой взяты красноармейские песни времен Гражданской войны, Ковалевская неформально посвятила памяти своего отца, от которого слышала эти песни в детстве. Наконец, с 1976 года Ковалевская обращается к классической музыке, экранизируя произведения для детей П.И.Чайковского, М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, Э.Грига.
Параллельно с этой работой, на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» И.А.Ковалевская режиссирует пластинки «Сказки про Африку» (на ее основе был позже поставлен популярный мультипликационный фильм «Как Львенок и Черепаха пели песню»), «Попугай Лори», «Сказка о попе и о работнике его Балде» (по музыке из одноименной мультипликационной картины). Со временем Ковалевская предпочитает работу в кино с уже готовыми фонограммами («В порту», «Приключения кузнечика Кузи», фильмы «классического» цикла), активно сотрудничая с фирмой «Мелодия» и Домом звукозаписи. При использовании фонограмм она старается избежать купюр и донести до ребенка симфоническое или инструментальное произведение во всей его полноте и богатстве, с учетом этой задачи выстраивается драматургия будущих картин.
Ковалевская также сотрудничала или тесно контактировала со Всесоюзным музыкальным обществом, Институтом эстетического воспитания детей и Музеем музыкальной культуры им. М.И.Глинки. Сотрудник этого музея О.И.Федорова использовала фильмы Ковалевской для музыкальных образовательных телепередач. Ковалевская участвовала также в телепрограммах «Музыкальный киоск», «Будильник», «Музыкальный ринг», «Спокойной ночи, малыши!» и многих других, в радиопрограмме «Мария, Мирабела», документальном сериале «Невесомая жизнь». Многие песни из фильмов И.А.Ковалевской получили всесоюзное народное признание («Чунга-Чанга» из картины «Катерок», «Я на солнышке лежу…» из ленты «Как Львенок и Черепаха пели песню», практически все вокальные номера «Бременских музыкантов» и др.)
На фильмах Ковалевской сформировалась группа мультипликаторов, успешно работающих с музыкальным материалом (Эльвира Маслова, Александр Давыдов, Олег Сафронов, Владимир Шевченко, Виталий Бобров и другие), в них проявили себя такие мастера мультипликата, как Марина Восканьянц и Виолетта Колесникова (Карп). Со временем Ковалевская при распределении заданий поручала аниматорам большие цельные куски действия, чтобы предоставить им большую творческую свободу и возможность для проявления инициативы. Ковалевская сотрудничала со многими талантливыми художниками-постановщиками – Максом Жеребчевским, Даниилом Менделевичем, Ильдаром Урманче, Станиславом Соколовым, Леонидом Шварцманом и другими. Наиболее плодотворный и долговременный творческий союз сформировался с Галиной Шакицкой, работавшей на семи картинах Ковалевской, преимущественно – из «классического» цикла. Неразрешимые проблемы в работе с художником (Стеллой Аристакесовой) проявились лишь на фильме «Горный мастер», что привело к смене кандидатуры художника-постановщика в процессе производства и переработке изобразительного решения.
Некоторые проекты И.А.Ковалевской по различным причинам не находили воплощения. Так, не продолжилось сотрудничество с Раймондом Паулсом, не был осуществлен фильм по книге Дмитрия Кабалевского «Три кита», не состоялась постановка картины по мюзиклу Родиона Щедрина «Двенадцать месяцев». В 1987 году главным редактором «Союзмультфильма» Э.И.Бабахиной и членами худсовета был забракован подготовительный период экранизации сюиты С.С.Прокофьева «Зимний костер», несмотря на существующую запись музыки, готовую раскадровку и эскизы персонажей и фонов, выполненные Еленой Федоровой. Критике подвергся сам материал – музыка Прокофьева была сочтена чересчур «пионерской». Не была доведена до конца серия картин «Приключения кузнечика Кузи» - из-за конфликта с автором песен Юрием Антоновым и наследниками сценариста (Михаила Пляцковского) так и не был снят третий фильм цикла. Анонимным осталось и участие во второй картине композитора Филиппа Кольцова, дописавшего недостающие инструментальные связки в отсутствие Ю.Антонова.
И.А.Ковалевская неоднократно выступала как драматург. Многие фильмы созданы ею по собственным сценариям, кроме того, Ковалевская часто подвергала переработке сценарную основу, предложенную профессиональными драматургами. Она писала сценарии для радиопередач (в т.ч. совместно с А.Г.Карановичем). Фильм по сценарию Ковалевской «Дитя радости», посвященный детству Сергия Радонежского, не был закончен производством. Сценарий «Лебединое озеро» по музыке Чайковского также остался невоплощенным. Детская повесть-сказка Ковалевской «Как важно быть рыжим» тоже была написана на основе одноименного сценария, разработка которого заняла первое место на всероссийском конкурсе заявок на полнометражные анимационные фильмы и сериалы в 2005 году. Своеобразным продолжением этого сюжета является новая современная сказка «Меня зовут Аврора». Целый цикл из десяти коротких сказок для самых маленьких был написан в качестве продолжения приключений героев фильма «Дора-Дора-Помидора», пять из них опубликованы издательством «Благо» в авторском сборнике Ковалевской «Сказки-мультяшки» с иллюстрациями Л.А.Шварцмана (2004).
И.А.Ковалевская работала на «Союзмультфильме» вплоть до роспуска штата студии в начале 2000-х годов. В 1990-е годы она неоднократно избиралась в различные составы Правления и художественного совета «Союзмультфильма», вместе с другими энтузиастами участвовала в движении сопротивления уничтожению студии. Свой последний фильм («Дора-Дора-Помидора», 2001) сняла на вновь созданном ФГУП «Киностудия «Союзмультфильм»». В настоящее время занимается литературной деятельностью, пишет сценарии, сказки, воспоминания. И.А.Ковалевская – член АСИФА, Заслуженный деятель искусств РФ (2002), автор более полутора десятков сценариев, режиссер двадцати четырех мультипликационных фильмов, одного фильма-спектакля и трех рекламных роликов.

Георгий Бородин

«Кинограф», № 20, 2009 г.
Tags: Ковалевская, Союзмультфильм, анимация, публикации, юбилей
Subscribe

  • "Но книжку-то можно? Книжку!"

    Сегодня пришло сообщение от редактора-составителя двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…» Андрея Евгеньевича Крылова. Как я и…

  • Акционеры - 99

    22 года назад, 1 июля 1999 года, «Союзмультфильм» был акционирован. Как все уже, наверное, знают, это было сделано тайно, в обход законов и процедур…

  • Датское

    Год назад в этот же день попробовал пересмотреть все произведения отечественных аниматоров, посвящённые Пушкину. Не ПО его произведениям, а О НЁМ.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • "Но книжку-то можно? Книжку!"

    Сегодня пришло сообщение от редактора-составителя двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…» Андрея Евгеньевича Крылова. Как я и…

  • Акционеры - 99

    22 года назад, 1 июля 1999 года, «Союзмультфильм» был акционирован. Как все уже, наверное, знают, это было сделано тайно, в обход законов и процедур…

  • Датское

    Год назад в этот же день попробовал пересмотреть все произведения отечественных аниматоров, посвящённые Пушкину. Не ПО его произведениям, а О НЁМ.…