george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

...И чушь прекрасную несли...

Всплыла в памяти одна давнишняя сумасшедшая идея из позднеперестроечных времён… Решил записать, пока помню.

Она возникла, когда издёвка над советскими «святынями» только-только стала возможной и была ещё в новинку, но именно поэтому – представлялась острой и злободневной. В те годы у меня в голове возник неосуществимый замысел «виртуального фильма». Он должен был состоять из множества сюжетов под общим названием «Революция по…».
Каждый сюжет должен был быть стилизован под творческий почерк одного из советских режиссёров-мультипликаторов. Кое-какие идеи я до сих пор помню, другие – «досочиняю» сейчас, спустя более 20-ти лет.

Открываться фильм должен был сюжетом «Революция по-норштейновски». Снятый одним планом, предельно детализированный и психологически проработанный Ленин («плазменная» перекладка) под светом керосиновой лампы, щурясь, высовывая язык и облизывая чернильные пальцы, гусиным пером тщательно выводит на листе бумаги: «Къ гражданамъ Россiи». План должен быть снят на чёрно-белую плёнку и длиться не менее пяти минут.
Далее шли «Революция по-дёжкински» (краснофлотцы в чёрных бушлатах, марширующие по революционному Петрограду походкой хоккеистов «Метеора»), «Революция по-давыдовски» (рисованные батальные массовки на Дворцовой площади и в коридорах Зимнего), «Революция по-пекаревски» (гиперусловный «революционный миф» в эстетике Татьяны Колюшевой и под электронную музыку Эдуарда Артемьева), «Революция по-бардински» (предметная анимация, например – Андреевские и Георгиевские кресты против Орденов Октябрьской Революции, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени во главе с Орденом Ленина), «Революция по-черкасски» (побег перекладочного Керенского в женском платье из Зимнего – наподобие бегства Бармалея из тюрьмы, с большим количеством гэгов и вкраплениями тотальной анимации). Могла там быть и «Революция по-петровски» (гиперреализм – бесстрашный сын рабочего пробирается ночью в Смольный, перелезая по верёвке между крыльями разведённого моста). И «Революция по-поповски» (репличная сцена: разговор Ленина с Антоновым-Овсеенко по барахлящему телефону с постоянным рефреном «Кто там?»). Ну, и далее: «Революция по-татарски» (парная клоунада – например, двух революционных матросов у ночного костра), «Революция по-саакянцевски» (подводная, с бесчисленными рисованными трансформациями), «Революция по-носыревски» (со стилизованными под поморский диалект репликами)… Заканчиваться всё должно было «Революцией по-котёночкински» - приключениями Волка и Зайца в революционном Петрограде: в Смольном, в Зимнем, на крейсере «Аврора».

Придумать можно было ещё много чего: «Революция по-степанцевски»… «…по-хржановски»… «…по-хитруковски»… Разумеется, основным смыслом этой идеи было не пародирование конкретных фильмов, а точная стилизация под сюжетные, изобразительные, пластические и монтажные решения, свойственные тому или иному автору. И именно поэтому идея была невоплотима в принципе. Чтобы её реализовать (для кого?!), пришлось бы практически собирать заново съёмочные группы в том составе, в котором они работали у «объектов» пародии. Ибо ни один мультипликатор не справился бы с задачей сделать мультипликат и «под Дёжкина», и «под Пекаря», и «под Татарского». А убедительно спародировать технику Анатолия Петрова или Норштейна и вовсе было не под силу никому, кроме них самих.

И всё же я нет-нет да вспомню о той безумной идее. Ведь на этом примере было хорошо видно, какой разнообразной, богатой и неповторимой была советская мультипликация…
Tags: анимация, юмор
Subscribe

  • Книжные новинки

    Поскольку на книжных ярмарках я не имею возможности бывать уже около двух лет, пополняю библиотеку закупками в интернет-магазинах. Сегодня пришли…

  • Вам, библиографы!

    В 1959 году в Детгизе вышла повесть Кирилла Домбровского «Внимание… Съёмка!» - рассказ для детей о том, как снимается научно-популярное кино.…

  • Пащенко - 120 (3)

    (Окончание) Последний период творческой биографии Мстислава Сергеевича прочно связан с именем Бориса Дёжкина. После окончания «Лесных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Книжные новинки

    Поскольку на книжных ярмарках я не имею возможности бывать уже около двух лет, пополняю библиотеку закупками в интернет-магазинах. Сегодня пришли…

  • Вам, библиографы!

    В 1959 году в Детгизе вышла повесть Кирилла Домбровского «Внимание… Съёмка!» - рассказ для детей о том, как снимается научно-популярное кино.…

  • Пащенко - 120 (3)

    (Окончание) Последний период творческой биографии Мстислава Сергеевича прочно связан с именем Бориса Дёжкина. После окончания «Лесных…