george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Совсем не тошнить

Посмотрел новую «Ку! Кин-Дза-Дзу» Г.Н.Данелии и Тани Ильиной.

Впервые за последние двадцать пять лет в отечественной полнометражной мультипликации появилось настоящее Кино. То самое, которое берёт зрителя за шиворот и втягивает внутрь действия, не отпуская его внимания до конца фильма. Которое заставляет полтора часа неотрывно смотреть на экран и волноваться за героев, переживая вместе с ними каждый поворот их судьбы, и не раздумывать о том, «какой здесь применён изящный режиссёрский ход» или «какой в этой сцене приличный мультипликат». Всё это уже не имеет значения. Потому что это – Кино. Оно тобой повелевает и управляет, и не позволяет себя анатомировать. По крайней мере до тех пор, пока ты к нему не привыкнешь.

Это – безусловно, Явление в отечественной анимации. Причём – стоящее особняком, в стороне от «магистрального пути». Как когда-то – полнометражные фильмы Юткевича и Карановича. Или опыты Хржановского, выбивающиеся из мультипликации семидесятых. Только на сей раз – не благодаря своей «экспериментальности», а, наоборот, именно благодаря обращению к тем законным задачам, которые и должно ставить перед собой любое зрелище. Благодаря возвращению к Норме.

То, что этот фильм разойдётся на цитаты, сомнений не вызывает. Да, собственно, уже расходится. Возвращаясь с пресс-показа, мы с tea_elf наперебой цитировали только что услышанные реплики, запомнившиеся с первого просмотра.

И всё же я согласен с Дмитрием Быковым, что в лидеры проката этот фильм не выйдет. Не судьба. По двум причинам.

Во-первых, в нём гораздо больше отчаяния, чем юмора. Картина (как это часто бывает у Данелии) наполнена безнадёжностью и тоской, сдобренными комическими ситуациями и искромётными репризными репликами. И именно потому, что это – Кино (а не поверхностный пересказ сюжета, как в «Горе Самоцветов»), зритель погружается в эту безнадёжность с головой почти на протяжении всего фильма. Каждый раз он оказывается брошенным в бездну отчаяния вместе с двумя землянами, которых снова и снова «кидают» циничные местные пацаки, чатлане и эцилопы. А сходство «цивилизации» Плюка с приметами окружающей российской действительности этот эффект ещё и усугубляют. И ни юмор реплик и ситуаций, ни редкие проблески надежды (как, например, в чудесном и трогательном ночном эпизоде с появлением «фитюльки»), ни «хеппи-энд» не компенсируют такого послевкусия. Хотя, собственно, по сравнению со «старой доброй» игровой «Кин-Дза-Дзой» здесь ничего нового нет… Но вряд ли современный зритель повалит валом на такое «специфическое» (по теперешним временам) «блюдо». Можно предсказать, что далеко не все зрительские рецензии будут благостными. Без «кислых мин», боюсь, не обойдётся…

Во-вторых… Новый фильм оставляет двойственное впечатление. В нём действуют совершенно новые главные герои. С другими профессиями, биографиями, социальным происхождением. Обитатели Плюка, хотя и сохранили свои сюжетные функции, совершенно преобразились внешне (благодаря мастерству и изобретательности Саши Храмцова). Множество новых остроумных фраз и даже пластических идей придумано специально для новой версии.
И вместе с тем в фильме гораздо больше, чем я ожидал, прямых цитат из игрового варианта. Некоторые ситуации и диалоги перенесены оттуда один в один и оставлены в неприкосновенности. И те места, где сценаристы и режиссёры проявили фантазию и привнесли в сюжет новизну, гораздо интереснее дословных повторов старой картины.
Тем не менее создаётся впечатление, что фильм снимался специально для тех, кто игровой вариант уже видел. Некоторые сюжетные «условия игры» проговариваются в картине так быстро, что усвоить их с первого просмотра может только тот зритель, который помнит их по «старой доброй» советской ленте. Или же придётся просматривать фильм вторично (что само по себе неплохо!). Так вот, мне показалось, что было бы лучше, если бы фильм был в гораздо большей степени обновлён. Что стоило пойти ещё дальше и оставить в нём совсем немного от первого варианта. Только чуть-чуть. Потому что те, кто полюбил первую «Кин-Дза-Дзу», вряд ли примут столь же восторженно вторую. Просто по причине инертности зрительского восприятия. Очень трудно привыкнуть к новому виду того, что полюбил и оценил в старом.

Но, возможно, эти мои опасения и беспочвенны. Очень хочется пожелать новой «Кин-Дза-Дзе» счастливой прокатной судьбы и благодарного зрительского приёма. Она этого достойна. И в истории кино, и в истории анимации она обязательно останется.

И поздравляю Таню Ильину и всю группу!
Tags: Данелия, Ильина, сеансы, современная анимация
Subscribe

  • Вам, библиографы!

    В 1959 году в Детгизе вышла повесть Кирилла Домбровского «Внимание… Съёмка!» - рассказ для детей о том, как снимается научно-популярное кино.…

  • С праздником!

    Э.В.Назаров. Обложка журнала "Весёлые картинки" №2, 1980 г.

  • Наталья Яковлевна Венжер

    Не стало Натальи Яковлевны Венжер… Именно она, можно сказать, впервые разожгла во мне интерес к мультипликации. Ещё школьником, если не раньше, я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • Вам, библиографы!

    В 1959 году в Детгизе вышла повесть Кирилла Домбровского «Внимание… Съёмка!» - рассказ для детей о том, как снимается научно-популярное кино.…

  • С праздником!

    Э.В.Назаров. Обложка журнала "Весёлые картинки" №2, 1980 г.

  • Наталья Яковлевна Венжер

    Не стало Натальи Яковлевны Венжер… Именно она, можно сказать, впервые разожгла во мне интерес к мультипликации. Ещё школьником, если не раньше, я…