george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Виктор Александрович

Вчерашний день провел в Ивантеевке у Виктора Александровича Никитина.
Гостил у него уже далеко не впервые. Бывал и в мастерской, и в московской квартире, и в Ивантеевку ездил уже во второй раз. Каждый раз увозил новую порцию информации и впечатлений от его работ.
Божественный живописец. Лучший колорист студии, человек с таким тонким чувством цвета, что не доверял фоновщикам исполнение фонов, и переделывал их работу собственноручно. Все фона в его картинах – авторские. До сих пор не устаю восхищаться тем, как он использует фиолетовый цвет (мой любимый!). Считаю идеальными для глаза найденные им цветовые сочетания, нюансы, оттенки.
Самобытный художник, выработавший оригинальное, ни на кого не похожее направление в анимационном изображении, но так и не нашедший «своего» режиссера. Мастер, выстраивавший на экране собственный мир, который далеко не всегда совпадал с режиссерским видением (или его отсутствием, что тоже бывало). Виктор Александрович – человек в подобных вопросах принципиальный и жесткий, отсюда – конфликтные ситуации, осложнявшие работу, результаты которой до сих пор бередят совесть автора и не дают покоя.
Художник, начисто лишенный режиссерских амбиций, даже избегавший открывавшихся возможностей сделать карьеру режиссера, и при этом относившийся к материалу порой гораздо более ответственно, чем постановщики, под началом которых доводилось работать.
Художник, многими считавшийся на студии слабым «персонажником» - и тем не менее способный даже в самых проходных, незначительных работах, всего для одного-двух планов изобрести настолько необычного и удивительного героя, что режиссер и драматург вызывались написать сценарий специально под этот типаж.
И главное: Виктор Александрович – Художник, для которого осталось незыблемым представление о том, что произведение искусства должно быть не безобразным и не слащавым, а Красивым. Не признающий современных взглядов на эстетическую вседозволенность.
На этот раз на нас со Светой Ким Виктор Александрович обрушил водопад работ. Пожалуй, впервые анимационные архивы мастера открылись для нас столь широко и полно. Хотя далеко не все, виденное мною раньше, фигурировало на сегодняшнем просмотре.
А были там, конечно, в первую очередь живописные работы, перевезенные из мастерской. Работы в уникальных, собственноручно выполненных резных рамах (возможно, это редчайший случай, когда эксперт мог бы установить авторство даже не по материалам, технике и манере, а по раме!). Пейзажи Ивантеевки, Сергиева Посада, берегов Скалбы, Учи и Клязьмы, окрестностей. Виды Италии, впечатления от давней поездки 1960 года. Портреты (немногочисленные у Никитина, но потрясающие!). Черновые, производственные эскизы к эпизодам анимационных фильмов, из которых потом, после окончания картины, вырастали более крупноформатные, полноценные, выставочные, которые в свою очередь зачастую давали импульс для создания новых живописных работ. Эскизы типажей и «выросшие» из них станковые серии – в первую очередь «Русские красавицы». Альбомы компоновок и мультипликата (чернового и прорисованного), созданного О.А.Сафроновым, Е.К.Малашенковой, В.Д.Арсентьевым, Г.Д.Новожиловым, другими мастерами. Папки с черновиками – поисками типажей, орнамента, освоением исторического материала. Раскадровки, которые Виктор Александрович впервые на «Союзмультфильме» стал выполнять в свободных композициях (эту манеру позже «перехватил» у него Л.А.Шварцман). Копии икон Рублева. Эскизы плакатов к фильмам коллег, выставкам, пригласительным билетам. Не показанная в этот раз, но виденная ранее графическая серия к «Теркину на том свете»…
Купались мы в этой роскоши часов шесть, с перерывами на чаепитие и разговоры. И бОльшая часть живописных работ осталась при этом неотсмотренной. Решили приехать еще раз (возможно, не один). Но ехать «впустую» не хочется, и вот почему.
Виктор Александрович все эти шесть часов был не просто на ногах, но «ворочал» работы в тяжелых рамах, таскал и раскладывал папки, комментируя при этом показанное. Сегодня ему предстоит убирать распакованное по местам. А ему уже, на минуточку, 85. И недавняя глазная операция еще дает о себе знать.
Разумеется, я спрашивал о возможности для издания альбома, проведения выставки (еще одной, масштабной). На выставку сил у В.А., наверное, не хватит, на издание открыток «размениваться» он не хочет, а альбом-монографию он мог бы делать только под строжайшим собственным контролем. Он не доверяет современной цветокоррекции, и правильно делает. Тончайшие цветовые соотношения его живописных и эскизных работ будут убиты любой малейшей неточностью в цифровой обработке. Опыт такого контроля у него недавно был – когда в Ивантеевке издавали альбом работ местных художников и поэтов, для него было снято несколько десятков работ Никитина, и В.А. лично выбирал, какие варианты снимков на диске более подходят, какие – нуждаются в исправлении, и каком именно. Книга вышла благодаря этому очень приличная. Потерь почти не было.
Вряд ли в ближайшее время возможно издание альбома Виктора Александровича в таком же качестве. Но это не отменяет необходимости оцифровки его архива. Пока он здоров и может лично курировать эти процессы. Надо бы найти человека, владеющего профессиональной фотосъемкой, готового бесплатно потратить на эту работу свое время, совершить несколько поездок в Ивантеевку (Виктор Александрович уже с трудом выезжает за пределы родного города), отснять эти сокровища, обработать снимки, и затем, нанеся еще несколько визитов с ноутбуком, откорректировать качество снятого с автором. Пока для этого возможность есть. Тогда в более или менее отдаленной перспективе можно будет на основе этих, утвержденных Автором, изображений говорить об издании альбома или о создании персонального сайта.
Проблема здесь только в том, чтобы найти такого человека. Никитин – не москвич, придется ездить в ближнее Подмосковье. И для меня – проблема еще и в том, что как раз сейчас я собираюсь заниматься оцифровкой архива Мигунова (начало этих работ мы ориентировочно назначили уже на май), это тоже срочная и насущная задача, а параллельно работать с двумя архивами – сложновато. Но я надеюсь, что все же желающие помочь в этом важнейшем деле найдутся.

P.S. А вообще-то, к 100-летию отечественной анимации нужна какая-нибудь масштабная программа по оцифровке архивов ведущих художников анимации. Сегодня мне доподлинно известно, что переведены в цифру (полностью или частично) архивы Новожилова, Русакова, Шварцмана. Про семейные архивы Сазоновых, Саркисянов, Курчевских – информации нет. Мигунов, Мильчин и Никитин – почти не оцифрованы. Насчет архива Савченко – вообще нет уверенности в его сохранности. Вот этим надо бы заняться, пока не поздно, хотя бы в юбилейный год.
Tags: Никитин, Союзмультфильм, анимация
Subscribe

  • "Но книжку-то можно? Книжку!"

    Сегодня пришло сообщение от редактора-составителя двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…» Андрея Евгеньевича Крылова. Как я и…

  • Акционеры - 99

    22 года назад, 1 июля 1999 года, «Союзмультфильм» был акционирован. Как все уже, наверное, знают, это было сделано тайно, в обход законов и процедур…

  • Датское

    Год назад в этот же день попробовал пересмотреть все произведения отечественных аниматоров, посвящённые Пушкину. Не ПО его произведениям, а О НЁМ.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments