george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Как рождаются киноведческие журналы

Сегодня был приглашён на презентацию нового журнала о кино – «Лавры кино». Который, согласно пресс-релизу, издаётся Госфильмофондом, делается руками молодых авторов, не ориентируется на сложные киноведческие статьи, направлен на популяризацию достижений отечественного кино и распространяется бесплатно по различным профессиональным киноорганизациям (включая киностудию «Союзмультфильм»).

Представляли журнал четверо – сам Бородачёв (Гендиректор Госфильмофонда), Малышев (Ректор ВГИКа), Лазарук (глава Редакционного совета) и Главный редактор – юная девушка по фамилии Бородачёва (странное совпадение фамилий не объяснялось, и про то, что Главный редактор – племянница Гендиректора Госфильмофонда, многие догадывались сами). Со сцены были произнесены также фамилии членов Редакционного совета (авторитетных киноведов).
Вскоре выяснилось, что многие из них дали согласие на это членство за два-три дня до пресс-конференции, когда журнал уже вышел из печати. А Лазарук признался при всех: новость, что он теперь возглавляет редсовет, он узнал только что. Малышев же вообще не имел отношения к журналу, и был приглашён на сцену как предшественник Бородачёва, заложивший основы благополучия ГФФ.

Никогда в жизни я не видел такой потешной пресс-конференции. Во-первых, никто из присутствовавших на сцене не имел чётких представлений о том, что они презентуют. Специфика журнала осталась за семью печатями. Все четверо были очень косноязычны, Бородачёв и особенно Малышев довольно успешно заполняли общими фразами информационный вакуум, Лазарук помалкивал и просил чаще давать слово Главному редактору, которая мямлила что-то и вовсе с большим трудом. Несмотря на ВГИКовское образование (которое, по словам Малышева, представляло повод для его гордости), Главный редактор «Лавров кино» с трудом вспомнила название «Броненосец «Потёмкин»».

На вопросы о специфике издания ответы тоже были крайне невразумительные. Если вопрос формулировался: «Будет ли в журнале то-то и то-то?», - ответом было «Да, конечно, для этого мы его и делаем». Если вопрос предполагал выбор: «Будете вы ориентироваться на то или на это?», - ответ строился по принципу: «И того, и другого – и можно без хлеба!». В результате один из авторитетных киноведов честно сказал, что редакции надо бы поточнее сформулировать политику издания, которой пока в принципе не наблюдается, и указал на конкретные неточности и некорректности материалов первого номера. На что получил ответ Бородачёва в духе «Спасибо за Ваши замечания, мы их учтём». Проблема ориентации издания была «снята» утверждением, что журнал будет рассчитан на молодёжь, и она – его «целевая аудитория». Вопрос об использовании для статей редких материалов из бумажного архива ГФФ остался без конкретного ответа, хотя присутствующие поминутно педалировали уникальность как собственно коллекции фильмов, так и архива документов Фонда. Бородачёв даже отметил, что в коллекции ГФФ более двух тысяч мультипликационных фильмов, «а мы знаем от силы сотню». Это для него оказалось большим откровением…

Попутно Бородачёв заявил, что советское кино было лучше зарубежного, потому что снималось не из коммерческих соображений и расчётов, хотя и в зарубежном кино, «конечно, были свои достижения». И лягнул Дондурея, который-де превращает «Искусство Кино» в жёлтую прессу (хотя превращение «ИК» в гламурный журнал, на мой взгляд, произошло уже давно, лет десять назад).

Всё вышеописанное никого из героев не смущало ничуть. Никто не был сконфужен и не пытался скрыть свою незаинтересованность в качестве и направленности нового журнала. Единственной конкретной информацией (да и то не очень) было утверждение, что гонорары будут приличными, не уступающими другим изданиям, и выплачиваться будут своевременно. После чего последовали уверения в открытости журнала для всех авторов.

Воодушевления присутствующим это не добавило, а в кулуарах после пресс-конференции обсуждался в основном один вопрос: будет ли новая синекура «кормушкой» для родственников Бородачёва – или для друзей Лазарука?

«Изюминкой» мероприятия стал момент, когда по проходу из фойе неожиданно спустилась неизвестная молодая девушка в зелёной кофточке, кажется, «поддатая». И без микрофона развязно сказала компании в президиуме буквально следующее: «Скажите мне, случайному посетителю. Мне двадцать лет. Я – ваша «целевая аудитория». У меня в кармане лежит ваш журнал, а мне его даже открывать не хочется. Используйте шанс, объясните мне, что в вашем журнале интересного, почему я должна его читать?» Четвёрка несколько стушевалась, и ответила в том смысле, что «Судя по тому, как Вы вошли, Вы – не наша целевая аудитория». Девушка продолжала настаивать, чтобы учредители использовали редкий шанс и тут же, при всех, немедленно её сагитировали за покупку журнала. Четвёрку такая перспектива явно не обрадовала. Они всячески старались избежать участи обрести ещё одного благодарного читателя.

Когда уже шла основная часть пресс-конференции (т.е. фуршет), киноведы смаковали этот эпизод. Одни утверждали, что девушка – единственная, кто сказал правду на протяжении всего действа. Другие трактовали ситуацию тоньше, находя в ней параллели с сегодняшней российской дилеммой «власть-оппозиция», при которой одних не интересует ничего, кроме распила бабла, и они это не пытаются скрыть, а другие ловят «кайф» единственно от того, чтобы нахамить первым и «прижучить» их. При этом симпатии не вызывает ни одна из сторон.

Что касается самого журнала (вернее, его первого номера), то материалов по анимационному кино я там не нашёл. За исключением анонса фестиваля «Бессонница» и программы «Госфильмофонд России – детям Ниццы», в которой я насчитал не менее четырёх грубых фильмографических ошибок. Не указаны соавторы фильмов «Келе» (Пеэп Педмансон), «Случилось это зимой» (Владимир Пекарь), «Теремок» (Виталий Сюмкин), а ленфильмовский «Теремок» к тому же причислен к продукции «Союзмультфильма». В ряде случаев вообще не указаны студия-производитель, год и хронометраж. Есть ещё анонс сеанса отреставрированных цветных мультфильмов, куда почему-то добавлен стереофильм «Волшебное озеро» - и тоже без упоминания соавтора – Иосифа Боярского…

Новость о баснословных гонорарах в новом издании меня вдохновила, и я стал подумывать, не написать ли мне смеха ради приличную киноведческую статью как раз на материалах бумажного архива Госфильмофонда для «Лавров кино». Материал для неё у меня есть. В кулуарах я стал приставать к своим знакомым, оказавшимся волею судеб в Редакционном совете, с предложением сотрудничества с журналом. Дескать, теперь-то вы просто обязаны протолкнуть мой материал в номер и добиться выплаты мне солидного гонорара. Знакомые при подобном предложении шарахались в сторону почти что с криками «чур меня!» и паническими оправданиями в духе: «Не виноватая я, он сам пришёл!»…
Tags: мероприятия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments