george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

О страшных сказках

(отзыв неспециалиста)


Совершенно неожиданно побывал на концерте Государственного академического симфонического оркестра России им. Светланова. Буквально вчера обратил внимание на афишу, но благодаря Илье Овчинникову и Виктору Шпиницкому всё-таки умудрился получить билет.

О цикле просветительских концертов-лекций Владимира Юровского я уже слышал, но посетить хоть один до сих пор никак не мог собраться. На сей раз меня очень привлекло упоминание имени Геннадия Гладкова в одном ряду с Мусоргским, Глинкой, Стравинским, Дворжаком… Первая мысль: «Наконец-то!». Сама цепочка фамилий на афише: Мусоргский, Даргомыжский, Дворжак, Лядов, Гладков – выглядела как долгожданное признание очевидного.

Но концерт оказался интересен не только этим. Я не мог не отметить, что Юровский на своих концертах блистательно делает примерно то же самое, что я пытаюсь осуществить на сеансах и лекциях по истории анимации. В первую очередь – воскресить незаслуженно забытые, недооценённые и попросту неизвестные имена и произведения. При этом он впервые представляет публике те варианты партитур, которые являются авторскими (и выясняется, что «канонические» версии, знакомые нам со школьной скамьи – не совсем аутентичны), предлагает сравнить различные оркестровки одного и того же произведения, обращает внимание на имена, которые историки музыки в своих трудах незаслуженно оставляют «на обочине», заставляет взглянуть с новой стороны на творчество известных мастеров, исполняя их малоизвестные работы. Всё это должно послужить сигналом к серьёзным изменениям в хрестоматийной истории русской музыки, чего я добиваюсь в области анимации почти всю жизнь. На сей раз открытиями стали авторский вариант «Ночи на Лысой горе» Мусоргского (до вмешательства Римского-Корсакова), незаслуженно забытая шутка-фантазия Даргомыжского «Баба-Яга, или с Волги Nach Riga», напомнившая о незамеченном 200-летии со дня рождения композитора, сопоставление двух инструментовок «Бабы-Яги» Мусоргского (Горчакова и Равеля), фрагменты из балета Гладкова «Вий», до сих пор не получившего сценического воплощения и являющегося своеобразной современной музыкальной легендой, «балетом-призраком». Конечно, всё это играло особыми красками благодаря комментариям Юровского, который с юмором рассказывал об истории написания того или иного опуса, зачитывал цитаты из переписки композиторов, разъяснял разницу в содержании различных вариантов музыки, говорил об истоках композиторских замыслов. Слушать было необыкновенно интересно. Если бы нам так преподавали музлитературу!.. Но её нам преподавали по-советски – скучно, шаблонно и идеологизированно.

Поскольку концерт планировался в день Ивана Купалы, то была выбрана тема «Страшные сказки». Юровский, кстати, уточнил своё видение этой темы – «Нечистая сила как двигатель прогресса в российской музыке». Поскольку концерт был перенесён на День России, его направленность чуть не приобрела актуальный политический смысл (Юровский начал своё выступление именно с вышучивания этого совпадения). Первое отделение было отдано произведениям, изображавшим нечистую силу скорее в гротесковых и юмористических красках, второе – в грозно-мистических.

Очень сильное впечатление оставили авторский вариант «Ночи на Лысой горе» Мусоргского, две известные музыкальные картинки Лядова («Баба-Яга» и «Кикимора»), «Поганый пляс Кащеева царства» из «Жар-птицы» Стравинского и «Полуденница» Дворжака.
Но с особым чувством я ждал фрагментов из гладковского «Вия». Я про этот балет много читал (в интервью Геннадия Игоревича и книге Андрея Семёнова), а слышал только в киноварианте (фильме-балете «Танец дьявола»), очень давно – больше двадцати лет назад. Практически он стёрся у меня из слуховой памяти. Должен сказать, что эта музыка подействовала на меня совершенно особо. «Вий» был единственным произведением концерта, во время которого я почувствовал, как мой пульс начинает биться в каком-то ненормальном, синкопированном ритме. Это был эффект на уровне физиологии. Я не музыковед, но, возможно, дело в том, что помимо отмеченных Юровским характерных особенностей отобранной для концерта «мистической» музыки – диссонансов, особых исполнительских приёмов, инструментовки – Гладков привнёс в «Вия» свой характерный ритмический рисунок, современную «пульсацию». Сцена полёта ведьмы на Хоме сделана в этом плане потрясающе. Учитывая, что мне досталось место на балконе второго яруса, и от высоты у меня с самого начала слегка кружилась голова (привет виолончелисту Чижову!), я получил полный эффект «взгляда в бездну». «Вий» - действительно явление в симфонической музыке, и имя Гладкова как продолжателя традиций Мусоргского, Прокофьева и Стравинского в устах Юровского преувеличением не звучит. И Юровский, и оркестр, и Геннадий Игоревич, присутствовавший в зале, заслужили овации. После концерта к Гладкову выстроилась длиннющая цепочка зрителей – с детьми и без – требовавших автографа на программке.

Для меня же особенно отрадно было узнать, что история русской музыки нуждается в не меньших дополнениях и корректировке, чем история советской мультипликации. И там, и там нас ждут ещё потрясающие открытия…

И ещё раз огромное спасибо Илье и Виктору!
Tags: Гладков, мероприятия, музыка
Subscribe

  • Гимны для Кремля

    Прикидываю, как может быть сформулирована новая политическая доктрина РФ. Так сказать, «для памятки Лаврову». Варианты: «Хочу – кусаюсь, Хочу –…

  • Навстречу юбилею

    Похоже, настала пора напомнить, что наступивший 2021-й – ещё и год 100-летия со дня рождения Е.Т.Мигунова. Е.Т.Мигунов. Карнавальная маска К…

  • Из-под ёлки

    Из подарков Деда Мороза: Музыка: Кино, ЖЗЛ: Стихи и др.: Наука, политика: Архитектура, видео: Детская книга, театр:

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments