george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

ММКФ-анимация - 3

Сегодняшний просмотр многократно напомнил об одной тенденции в современной отечественной анимации, которую я уже не раз констатировал в своих текстах (наверное, даже надоел всем с этой темой). Это – деградация культуры озвучания и мультипликата, утрата характерности персонажей.

Но – по порядку.

Первым фильмом была сказка Сергея Гордеева «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре» из «Горы самоцветов». Останавливаться на ней не хочу, ибо она полностью подтверждает мои претензии к «Горе…» в целом, о которых я неоднократно писал, в частности – в прошлом «отчёте». Кстати, помимо «пересказа» сюжета вместо его разыгрывания, бросается в глаза неточность названия (золотые ноги и серебряные руки никакой роли в сюжете не играют, от этой детали можно было вообще избавиться). А в остальном – это «типовая» серия «Горы…» - настолько «типовая», что не стоит повторяться.

«Родители и дети» Влада Барбэ из «КОАППа 20 лет спустя». Здесь очень заметны концептуальные дефекты всего «КОАППовского» сериала.
Когда имеешь дело с познавательным материалом, всегда встаёшь перед проблемой оживления его подачи. В радиопьесах Константиновского, при отсутствии активного действия (как многие помнят, каждая радиопередача представляла собой «заседание» Комитета, практически без изменения места, лишь со сменой темы), оживление материала происходило за счёт ярких и узнаваемых социальных характеристик, выписанных автором для каждого действующего лица (животного). Каждый герой напоминал какой-либо жизненный человеческий тип, и узнаваемость этих типов и ситуаций, в которых они оказываются, и была той главной «изюминкой», которая поддерживала интерес публики к передаче и делала изложение научных фактов живым. Плюс – конфуз, в который попадали КОАППовцы (чаще всего по вине Председателя – Кашалота), который и был сюжетным стержнем каждого заседания.
В новом сериале как раз с характеристиками дело обстоит очень плохо. Мало того, что крайне невыразительны озвучание и мультипликат. Вообще – типажи словно бы разработаны художником так, чтобы ограничить аниматорам возможность актёрской игры. А при отсутствии действия и большом количестве «разъяснительных» реплик, подающих зрителю научную информацию, фильм становится вялым и неинтересным. Не получается «зацепиться» ни за фабулу (которой нет), ни за характеры (которые крайне бледны). Увлечь зрителя научно-популярным материалом, в отличие от радиоспектаклей, сериалу не удаётся.

Новая серия «Тайны Сухаревой башни», пожалуй, показывает, что этот проект эволюционирует в правильную сторону. В отличие от прошлых фильмов, где бросался в глаза «ходульный» мультипликат (особенно в репличных сценах с крупными планами героев, где «шевеление» прикрывало отсутствие актёрской игры), в новой работе Натальи Мальгиной это свойство осталось разве что у одного из главных героев – Брюса. Он и озвучен, и анимирован совершенно невыразительно. Остальные персонажи несколько «оживились», во всяком случае, прежнего эффекта я не заметил. Так что можно пожелать авторам продолжать двигаться в том же направлении.

«Милыши» Харитона Климова – опять-таки, пример крайней бедности пластики героев. Озвучание детскими голосами тоже местами маловыразительно. При этом всё-таки хочется отметить стремление режиссёра к игре, а не пересказу (есть хотя бы какая-то разработка реплик, хотя и не всегда идеальная).

«Краткая история Франца В.» Михаила Лисового. Совершенно непонятно, почему этот фильм отнесли к теме «Россия в музыке». Музыка в картине играет не ведущую роль, это типичная экранизация литературного произведения. Что до самого фильма, то могу поздравить режиссёра: он добился поставленной задачи – вызвать у зрителя рвотные позывы. На эту цель работает и крайний натурализм и физиологизм изображаемого, и описанный Мигуновым «эффект Гомункулюса» (когда избыточно натуралистичное изображение сочетается с бедной и условной пластикой, вызывая ощущение движения заспиртованных трупов). Кстати, в этом фильме озвучание явно выше уровнем, чем мультипликат, и отчасти придаёт болезненной выразительности героям. В общем, режиссёр явно хотел эпатировать зрителя, достичь тошнотворного эффекта, и ему это удалось. Остаётся, правда, вопрос: нужно ли это зрителю?..

«Снежинку» Натальи Чернышевой уже многие видели и справедливо хвалили, поэтому на ней останавливаться не буду.

«Друзей» Романа Соколова я смотрел уже во второй раз. Очень хорошо разработан сюжет. История цельная по форме. Единственное, что меня «резануло» - это крайний схематизм в изображении героев, который не даёт создать индивидуальных характеров. Мне казалось, что сопереживать герою, имеющему характер, легче, чем герою-знаку или герою-маске. В противном случае зритель сопереживает лишь ситуации, но не персонажу. Это, кстати, очень сильно заметно на фильмах Инги Коржневой. Хотя с другой стороны, в подобном «притчевом» сюжете такое решение, возможно, и было бы лишним, чересчур конкретизирующим.

«Сказ Хотанского ковра» Наташи Березовой был радостным открытием. Здесь, как раз, режиссёр не ограничился пересказом, а попытался разыграть историю (что является редкостью в «Горе самоцветов»). Причём фильм хорош и изобразительно – большое эстетическое удовольствие вызывают и работа художника, и приёмы повествования (использование композиции «ковровых узоров» в изложении сюжета). Очень удачно и изобретательно режиссёр избегает натуралистических моментов. И, наконец, сама мысль фильма мне показалась достаточно острой и актуальной. По-моему, «Сказ Хотанского ковра» - лучший из пяти фильмов «Горы…» 2012 года.

И, наконец, «Машины сказки». Совершенно не понимаю, зачем авторам «Маши и Медведя» понадобилось заходить «на территорию «Горы самоцветов»». При обращении к перекладочной технике как раз стала хорошо заметна и механистичность пластики, и поверхностность повествования – всё то худшее, что отличает современную российскую мультипликацию. Контраст между актёрской разработкой самой Маши и бедностью игры в изложении Машиных сказок очень велик. Смешивание классических сказочных сюжетов интересно, но уступает по остроумию роликам студии «Девон». В общем, на мой взгляд, «Машины сказки» для «Анимаккорда» - это несколько шагов назад.

И, наконец, о двух фильмах вчерашней программы. Один из них доставил разочарование, другой – радость.

«Древо русской святой. Икона русской церкви» (так в программе) Артёма Лукичёва из той же странной серии «Россия в музыке». Вообще не понимаю, для кого этот фильм сделан. Видимо, он снят православными – для православных. Рядовых зрителей от вопросов религии такая картина могла только оттолкнуть. Даже странно, как режиссёры, берущиеся за подобные сюжеты, могут рассчитывать на поднятие интереса к проблемам веры ТАКИМ способом. Фильм не просто слаб – он вообще непрофессионален. Ни один грамотный режиссёр не допустил бы в одном фильме смеси противоречащих друг другу контурного рисунка и стилистики фресок и икон. Равно как и таких дешёвых приёмов оживления изображения (достаточно вспомнить вырастающую шею Иуды во время поцелуя Христа). А главное – неясно, как автор (или заказчик) надеялся задержать внимание зрителя столь занудным и к тому же назидательным рассуждением (потому что назвать это «действием» язык не поворачивается). Зрители в зале, похоже, дотерпели до конца только из-за ожидания следующего фильма. Не буду углубляться в причины такого подхода к религиозной тематике – я об этом уже когда-то подробно писал после просмотра подборки «православной» анимации на сеансе Маши Терещенко goododd. Но остаётся вопрос: неужели верующие действительно живут в таком убогом и скучном мире? Почему за двадцать с лишним лет свободы совести единственным убедительным анимационным фильмом с религиозным сюжетом было и осталось «Рождество»? Ни до, ни после ничего подобного в России создано не было…

Но за терпение зрители всё же были вознаграждены. Потому что следом были показаны «Смешарики. Начало» Дениса Чернова. Вот где удалось «поймать кайф»!..
Не буду анализировать фильм подробно, скажу только, что его очень полезно было посмотреть после «Возвращения Буратино». Ибо в «Смешариках…» во всей полноте присутствует то, чего так не хватило «Возвращению…» и о чём я писал в предыдущих постах. Вот что значит результат многолетней работы над созданием настоящего кинопродукта, адресованного зрителю!
«Смешарики…» - редкий в отечественной анимации пример полнометражного зрелищного фильма, избежавшего пошлости. Фильм, как и «Возвращение Буратино», пользуется приёмами голливудского «экшна» (и пользуется мастерски!). Но, в отличие от «Буратино», сюжет «Смешариков…» откровенно пародиен по отношению к голливудским образцам. Что не мешает авторам завораживать зрителя и добиваться сопереживания героям. Ироническая окраска – вот что не даёт картине скатиться в пошлость. При этом у авторов есть позиция, и весьма определённо заявленная. Фильм очень остёр по отношению к массовому психозу современной телеиндустрии, да и вообще – к болезням городской цивилизации. Наличие авторской идеи – огромный плюс «Смешариков…» по отношению к продукции «Мельницы». А ещё одним превосходством перед «Буратино» является отличный тайминг. Авторы умеют выстраивать ритм, понимают, зачем нужны паузы, дают зрителю «глотнуть воздуха», прежде чем погрузить его в пучину действия. Про разработанность характеров не буду писать – это было отшлифовано ещё в сериальном формате. В результате получилось и умное, и не пошлое, и зрелищное Кино – то, чего так не хватает российской анимации. С этого сеанса я возвращался в приподнятом настроении. Редкий случай.

Впереди – ещё два сеанса. Надеюсь, продолжение воспоследует…



Смежорика нарисовал Роман Кобзарев
Tags: рисунки, сеансы, современная анимация, фестивали
Subscribe

  • Предсказание

    Школьник на стене сортира Написал: "Колян - гондон!" Видно, Нобелевкой Мира Скоро будет награждён...

  • Мировая премьера

  • Рацпредложение

    Я вот чего подумал. Когда иноагентов будет полстраны (т.е. - очень скоро), придётся их как-то систематизировать. Иначе запутаешься. Я придумал два…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments