george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

ММКФ-анимация - 4

Ну что ж, завершу, пожалуй, свой обзор современной анимации. Благо все фильмы российской программы ММКФ отсмотрены, осталась «Ку! Кин-Дза-Дза», которую я уже дважды смотрел и рецензировал.

Вчера посмотрел две короткометражки. Первую уже видел раньше. Это «Тише, бабушка спит!» Лёши Дёмина. Серьёзных претензий к фильму не возникло, за исключением разве что недоумения от обнаружения второго дедушки главного героя в Городе Непослушных. Надо ли это понимать так, что его мама – из «послушного» города, а папа – из «непослушного», - честно говоря, не понял. Но не суть. Для меня этот фильм – ещё одно яркое подтверждение давнего правила, доказанного ещё советскими мастерами: не нужно бояться дидактических сюжетов. В руках хорошего режиссёра самая нравоучительная мораль может заиграть новыми, яркими и неожиданными красками. Всё зависит от того, как сделать. Неплохое напоминание для современных режиссёров.

Второй фильм – «Перелётная» Веры Мякишевой. В отличие от ранее описанных впечатлений, этот фильм неожиданно показал, что крайняя условность типажей – совсем не препятствие для создания характерных героев. Значит, можно, когда хочется! Главная героиня – очень запоминающийся образ, её репличный рефрен «Как это?», несмотря на немногословность, получился абсолютно выразительным. Больше того, «детское» озвучание в этой работе едва ли не качественнее «взрослого». Отличная работа, лаконичная и ёмкая.

И, наконец, о двух «полных метрах».

Вчера показывали «Снежную королеву» Максима Свешникова и Влада Барбэ. Впечатление – неоднозначное. Я не нашёл серьёзных сюжетно-логических проколов, о которых было много разговоров в блогосфере. Зато заметил недотяжки в изображении и мультипликате.
Масштабные эпизоды с эффектом «движущейся камеры» в фильме смотрятся гораздо убедительнее и занимательнее большинства «психологических» сцен. Как и в предыдущих работах Барбэ, в разработке многих персонажей наблюдается «эффект гомункулюса». Если положительные герои сконструированы более-менее гармонично, то многие отрицательные типажи – явно нарушают принцип ансамблевости и кажутся уродами. Это и воспитатель в приюте с искажёнными пропорциями, и хозяйка цветника, и сама Снежная Королева, очевидно, страдающая анорексией. Совсем невыразительными получились король и его дети, их конфликт выглядит искусственным. Многие реплики и монологи плохо прописаны, совсем не свойственны для разговорной речи, отдают ложным пафосом. Даже мимика главных героев (Кая и Герды), гораздо более живая, местами уклоняется в схематичность. Всё это вкупе с натуралистичной «фактурой» и создаёт неприятный эффект. С разработкой характеров авторы справились менее успешно, чем со спецэффектами. Хотя в целом фильм вышел зрелищным. Неплохо, кстати, получилась ласка – наверное, самое живое и симпатичное существо в картине.

Ну, и сегодня познакомился с «Иваном-царевичем и Серым волком» Владимира Торопчина.
Сценарий этого фильма сильно отличается от прежних лент «богатырской серии». Он местами очень остроумен, многие реплики и диалоги хорошо прописаны. Настолько хорошо, что далеко не всегда мультипликаторы и актёры озвучания смогли достаточно «отработать» их. Хотя в картине немало очень выразительных сцен и эпизодов. Один только разговор Ивана с царевной через стенку чего стоит. Но главное – в сценарии больший упор сделан на взаимоотношения персонажей и комические ситуации, чем на пресловутый «экшн». И здесь надо признать, что изображение в картине не вполне, мягко говоря, соответствует этому сценарному материалу. Это касается и типажей, и декорационной части. Ироническая окраска сюжета, множество репличных заимствований из современной лексики – всё это подталкивало к пародийному решению. И если бы оно было выдержано – фильм мог бы выйти очень стильным. Стильность – вот чего не хватает этой работе. Словно бы авторы побоялись экспериментировать и воспользовались проверенной «богатырской» эстетикой. А жаль. Фильм мог бы выйти гораздо «вкуснее». В итоге изображение получилось не просто неоригинальным – оно чрезмерно тяжеловесно и «серьёзно» для такого «игрового» материала. Особенно это заметно в фоновой части – из анимации напрочь ушла индивидуальная живописная манера, характерная прежде для творчества В.А.Никитина, А.В.Винокурова, А.М.Савченко, С.К.Русакова… В «Иване-царевиче…» - лишь претензия на «реалистическую живопись» и «классических» героев, но интонационной наполненности ни в типажах, ни в декорациях нет. Ещё раз – к большому сожалению. Потому что в целом в фильме много остроумных моментов, и зритель реагирует на них благодарно…

Ну вот, вроде всё. Можно перевести дух и заняться делами…
Tags: сеансы, современная анимация, фестивали
Subscribe

  • Книжные новости

    Приобрёл ещё одну новинку от "Бомборы" - о восприятии аниме американскими зрителями. Читать пока побаиваюсь... )

  • Вне эпохи

    Любопытно: начинают вымирать аниматоры, с которыми я не только не был знаком, но и не видел ни одного фильма. В некрологах, меж тем, читаю о них,…

  • Датское

    Год назад в этот же день попробовал пересмотреть все произведения отечественных аниматоров, посвящённые Пушкину. Не ПО его произведениям, а О НЁМ.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment