george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Ещё один запоздалый пост

Позавчера отмечала юбилей Эльвира Михайловна Маслова. Дата эта, кажется, вообще прошла мимо блогосферы, не отмеченная ни в одном посте.
Попробую несколько компенсировать это обстоятельство. Опубликую фрагмент из будущей книги И.А.Ковалевской о создании «Бременских музыкантов». Желающие ознакомиться с более полным текстом могут сделать это, приобретя двадцатый номер журнала «Кинограф», где я опубликовал черновой вариант книги. Правда, с тех пор Инесса Алексеевна успела сильно дополнить текст, и теперь он ждёт своего издателя.
Э.М.Маслова была одним из любимых мультипликаторов И.А.Ковалевской, и не только её. Достаточно вспомнить удивление Олега Табакова, когда он пожелал познакомиться с тем, кто играл «его» Матроскина «на экране», и увидел перед собой Эллочку Маслову. Думаю, стоило бы вообще собрать «нарезку» из сцен и эпизодов, сделанных Эльвирой Михайловной, чтобы убедиться, к скольким «звёздным» персонажам и фильмам она приложила руку. И всё же символично, что её юбилей будет отмечен именно текстом Ковалевской – ведь и сама Инесса Алексеевна отмечала юбилей в этом году, и он тоже был проигнорирован «анимационным сообществом»…


И.А.Ковалевская:

«Поскольку с большинством художников-мультипликаторов на фильме «Бременские музыканты» я познакомилась впервые, то задания-сцены поначалу раздавались наугад, без учёта и знания способностей и особенностей данного исполнителя. Только через некоторое время, после просмотра первых проб мультипликата, я стала лучше понимать, кому и какую предложить работу. Иногда сцены приходилось отдавать в дубль. И не потому, что мультипликатор недобросовестно выполнил свою работу. Случалось, что и задание было неточным, или данная сцена не очень соответствовала творческой индивидуальности художника-мультипликатора. Другой делал то же самое точнее и интереснее. Что же, это нормальный творческий процесс!
Но, с другой стороны, это была школа высшей сложности, которая к тому же открыла для меня особенности создания музыкального мультипликата.
Большое количество художников-мультипликаторов на картине позволило отметить наиболее музыкально одарённых, с которыми в дальнейшем я плодотворно и с удовольствием работала на протяжении многих лет.
С некоторыми из них хотелось бы познакомить читателя. Тем более что они смогут рассказать о своей работе много интересного.

К ним в первую очередь относится художник-мультипликатор Эльвира Маслова, или, как все на студии её любовно называли, Эллочка. Маленькая, хрупкая, улыбающаяся, с задорно вздёрнутым носиком, она в юности увлекалась балетом, что впоследствии очень помогло ей в работе.
Давая Элле первое задание по фильму «Бременские музыканты» – эпизоды, связанные с выступлением кота-фокусника, я, как говорится, неожиданно попала в десятку. Мне даже не пришлось подробно объяснять и придумывать фокусы. Эллочка прослушала музыку, отметила музыкальные акценты, уточнила некоторые подробности и ушла. А через некоторое время принесла мне сцену, которая целиком вошла в фильм, практически без поправок.
С той поры мы работали вместе много лет. Начиная свой новый фильм, я всегда выясняла, будет ли свободна в это время мультипликатор Маслова. Но не одна я была такая умная. На Эллочку среди режиссёров всегда был большой спрос, но мне почти всегда удавалось заполучить её на свою картину.
Поэтому естественно, что для этой книги я попросила Эллу Маслову написать страничку о нашей совместной работе, начиная с «Бременских музыкантов», которую я и представляю читателю.

«Я работала на многих фильмах режиссёра И.Ковалевской. Каждый раз после окончания фильма оставалось ощущение праздника. Я думаю, что зрители, посмотрев эти музыкальные мультфильмы, чувствуют то же самое.
Хочется рассказать и об удивительной профессии художника-мультипликатора. Так и тянет написать это слово с большой буквы, так как мультипликационные фильмы любят все: и взрослые, и дети. Только художник-мультипликатор, рисуя, может вдохнуть жизнь в неодушевлённые предметы и заставить зрителя поверить, что эти предметы тоже чувствуют, смеются, плачут, танцуют, поют и любят. Художник-мультипликатор – это художник-актёр, который должен быть всесторонне одарённым человеком. Он должен обладать навыками и других профессий: музыканта, танцора, спортсмена и т.д. Постоянно наблюдая за всем, что происходит вокруг, мультипликатор подглядывает за повадками животных и птиц. Подмечает, как ведут себя предметы в разной среде, изучает человеческую походку.
Например, в фильме «Бременские музыканты», разрабатывая сцену с котом-факиром, мне пришлось вспомнить, как работает факир в цирке. Как двигаются его руки, как он манипулирует своим плащом, из которого появляются диковинные предметы.
Так и художника-мультипликатора можно сравнить с волшебником, который может оживить нарисованных людей, животных, птиц, наделяя каждого своим собственным характером.
Особенно мультипликатор раскрывается в музыкальных фильмах. Выразительная пластика, подкреплённая музыкой, даёт возможность художнику-мультипликатору наиболее полно передать характер, чувства и эмоции персонажей мультфильма.
Как же художник-мультипликатор начинает работать над образом персонажа в фильме?
Прежде чем приступить к работе над сценой, он много раз слушает музыку. Подмечая характерные акценты и музыкальные фразы, мультипликатор придумывает пластику, специфические движения того или иного персонажа, фиксируя на бумаге наиболее выразительные позы. Музыка часто помогает ему и в создании трюков в фильме.
Много замечательных фильмов сделано на студии за 40 лет моей работы в мультипликации, но самое большое удовлетворение я получала, работая над музыкальными фильмами, в частности над теми, которые создавала режиссёр И.Ковалевская. Эти фильмы не только воспитывают вкус и любовь к музыке, но и селят в людях добро. Особенно это нужно нашим детям»
".
Tags: Ковалевская, Маслова, Союзмультфильм, анимация, юбилей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment