george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Открытое письмо

Министру культуры РФ
В.Р.Мединскому



Господин Мединский!


Когда Вас назначили министром культуры, не скрою, я воспринял это назначение с надеждой. Я не читал Ваших книг, но даже их названия и заявленные в них темы мне очень импонировали. Мне было приятно, что есть человек, занимающийся разоблачением мифов. Человек, который доказывает, что отечественная история и отечественный национальный характер не исчерпываются расхожими стереотипами типа «водка-балалайка-матрёшка-спутник». Что наш национальный характер гораздо глубже, а культурно-историческое наследие – много богаче. Что нам есть чем гордиться, помимо берёзок, Большого театра и Собора Василия Блаженного. Я радовался, что руководить культурой пришёл наконец министр-патриот.

Это происходило потому, что я сам всю жизнь посвятил разоблачению мифов, шаблонов и стереотипов в области русского и советского культурного наследия. Я этим занимался и продолжаю заниматься в одной узко взятой области – истории отечественной мультипликации. И вся моя деятельность в этом направлении проходила и проходит в тесном контакте и сотрудничестве с Музеем кино.

Коллектив Музея, собранный Н.И.Клейманом, уже более двадцати пяти лет занимается разоблачением мифа о вторичности и бедности советского кино. Эти люди доказывают всей своей жизнью, что отечественный кинематограф не ограничен цепочкой из нескольких «канонизированных» имен (Вертов-Эйзенштейн-Тарковский-Михалков), как представляется многим зарубежным наблюдателям. Что история нашего кино – это не служение пропаганде и сплошное преодоление цензурных запретов, что содержание этого процесса гораздо богаче и интереснее. Они вот уже десятки лет раскрывают публике великие имена, напрочь забытые даже практикующими сегодня молодыми кинематографистами. Они демонстрируют, как отечественные мастера предвосхищали многие открытия зарубежных коллег. Они наглядно показывают, что советский кинематограф – это культурное явление мировой значимости, буквально переполненное фигурами талантливых режиссёров, операторов, художников, музыкантов, актёров – пусть даже совершенно неизвестных широкой публике. Что почти за каждым именем в нашем кино стоит или талант, или гений, или человек неординарной Судьбы. Сотрудники Музея спасают их наследие, борются за его сохранение и предъявляют публике то, что заставляет её прозревать и наполняет гордостью за свою страну и её культуру.

В своём недавнем интервью «Интерфаксу» Вы заявили, что Музея кино «по сути, нет» и что на место Н.И.Клеймана нужен человек, способный построить новое учреждение. Этим суждением Вы перечеркнули заслуги работников Музея, которые собрали и сохранили (несмотря на лишение Музея собственного здания) сотни тысяч единиц хранения – доказательств нашей культурной значимости. Которые продолжают и сегодня (как и прежде) хранить и непрерывно пополнять эту коллекцию, сделавшую бы честь любой мировой синематеке. Которые провели за последние годы десятки выставок, пропагандирующих отечественную кинокультуру. Которые организуют киносеансы незаслуженно забытых экранных произведений, доказывая многообразие и богатство российского киноискусства. Которые спасают от уничтожения архивы ветеранов отечественного кинематографа, чей жизненный путь завершается далеко не в роскоши и даже не в довольстве. Которые делают всё возможное, чтобы ни одно имя в истории отечественного кино не постигло забвение.

Всех этих людей и их работы, плодов их многолетнего труда, по-Вашему, «по сути, нет». Нет фондовых коллекций, выставок, ретроспектив, закупок, научных исследований. Нет ежедневного рутинного труда. Есть только некая «гастролирующая площадка», вместо которой необходимо «строить новое учреждение».

Я знаю, что значит в Вашей практике «строительство нового учреждения». Это хорошо видно на примере судьбы гуманитарных научно-исследовательских институтов Москвы и Петербурга. Их сотрудники тоже работали на разоблачение мифов и стереотипов, раскрывали культурно-историческое богатство России. Сейчас для них создаются условия, при которых они не могут более продолжать своё Служение.

Вы явно примериваете на себя ждановский френч, делая всё возможное, чтобы войти в историю в одном ряду с этим персонажем. Боюсь, что Вас как министра культуры, по сути, нет. И на Ваше место надо искать нового человека. Способного.


Георгий Бородин,

исследователь отечественной мультипликации.
Tags: Музей кино
Subscribe

  • "Кто так сказал - не помню, но он знал, что говорил!" (с)

    На сайте ПроДетЛит - статья о Б.П. Дёжкине, написанная с использованием фрагментов из моего текста в сборнике, до сих пор никому недоступном. В…

  • Александру Семёнову - 80

    Сегодня исполняется 80 лет человеку, без которого наше детство было бы другим. Более серым, более тусклым, более пасмурным. Александру Ивановичу…

  • "Не в будущем, в этом веке!"

    Сегодняшняя новость – скорее радостная. Хоть и за свой счёт, но удалось-таки приобрести экземпляр двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…».…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • "Кто так сказал - не помню, но он знал, что говорил!" (с)

    На сайте ПроДетЛит - статья о Б.П. Дёжкине, написанная с использованием фрагментов из моего текста в сборнике, до сих пор никому недоступном. В…

  • Александру Семёнову - 80

    Сегодня исполняется 80 лет человеку, без которого наше детство было бы другим. Более серым, более тусклым, более пасмурным. Александру Ивановичу…

  • "Не в будущем, в этом веке!"

    Сегодняшняя новость – скорее радостная. Хоть и за свой счёт, но удалось-таки приобрести экземпляр двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…».…