?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Прокатись на нашей "Карусели"!
Билибин1
george_smf
Напоминаю, что сегодня, 23 октября, в 17.00 в Галерее "Нагорная", на выставке "Незабытый кинематограф. "Весёлая карусель"", состоится вернисаж с участием создателей этого легендарного мультжурнала.

К этому событию хочу опубликовать краткие биографические справки о пяти основателях "Весёлой карусели", написанные специально для выставки. В самой галерее эти тексты вы можете увидеть в несколько неотредактированном виде. Здесь - они уже "подчищенные". Строго не судите: всё было написано в режиме экспромта, за одни сутки. На выставке, кроме этого, представлен почти каждый из сюжетов первых пяти номеров "Весёлой карусели", для чего мне тоже пришлось написать по абзацу текста о каждой работе. Так что приходите, там есть и что посмотреть, и что прочесть!

О моём творческом вечере в рамках выставки напишу позже.

Адрес галереи: улица Ремизова, дом 10, станция метро "Нагорная".


Анатолий Алексеевич ПЕТРОВ (1937-2010)

Анатолий Петров был неформальным лидером «братства» «Весёлой карусели». Он учился на курсах художников-мультипликаторов в 1956-58 гг., и с первых же лет работы зарекомендовал себя как мультипликатор-виртуоз, которому подвластны любые пластические и актёрские задачи. Кроме того, он был одним из лучших рисовальщиков «Союзмультфильма», интересовался процессом киносъёмки, разрабатывал технологические нововведения. Окончил Полиграфический институт в 1964 г. Режиссёрскую специализацию получил после стажировки на киностудии «Загреб-фильм» в Югославии (Хорватия) в 1967 г., где снял дипломный ролик «Остров». Режиссёрским дебютом Петрова стал сюжет «Учитель пения» в альманахе для взрослых «Калейдоскоп 68», где Петров применил новаторский метод совмещения карандашного рисунка на непрозрачной бумаге с фоном. Петров стал одним из инициаторов создания «Весёлой карусели» и разработчиков концепции журнала. В каждом сюжете Петров ставил и решал новые задачи и осваивал новую стилистику как в изобразительном решении, так и в пластике. Впоследствии А.А.Петров выступил с инициативой организации мультжурнала для школьников «Весёлое звено», в первом выпуске которого снял сюжет «Миллион» по Д.Хармсу и индивидуальные заставки к сюжетам. В режиссёрских работах Петрова проявляется доскональное знание материала, будь то военная техника, судовой такелаж, глубоководная фауна или же древнегреческий быт. В 1970-80-е гг. режиссёр приложил немало усилий для развития жанра фантастического мультипликационного фильма. Уже в процессе работы для «Весёлой карусели» Петров делал попытки создания технологии, позволяющей получить объемное реалистическое мультипликационное изображение – т.н. «фотографику», или «движущуюся лессировку». Для этого каждый кадр снимался в две экспозиции (или больше), с оптическими впечатками специально нарисованных «светотеней». В этой уникальной технике Петров позже снял фильмы «И мама меня простит», «Полигон» и «Геракл у Адмета», добившись небывалого уровня психологической игры реалистических рисованных персонажей. Уровень художнического мастерства, заявленный в этих фильмах, был столь высок, что оказался не по силам большинству художников студийных графических цехов, и в результате Петров самостоятельно выполнял многие цеховые операции. В конце 1980-х А.А.Петров взялся за серию экранизаций древнегреческих мифов на основе избранных сюжетов «Метаморфоз» Овидия. В этом цикле Петров перешёл к рисованию контура на бумаге и целиком взял на себя эту функцию, так что каждый кадр в этих картинах можно считать авторским, нарисованным одной рукой. Петров успел снять четыре фильма из этой серии, пятый («Сны Пасифаи») остался незавершённым из-за сворачивания производства на «Союзмультфильме» после акционирования студии. А.А.Петров часто выступал в качестве сценариста, фильмы по его сценариям ставили многие его коллеги, в т.ч. Валерий Угаров, Галина Баринова, Геннадий Сокольский, Александр Горленко. Последние годы Петров преподавал мультипликат и писал учебник по искусству рисованного движения. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989).


Галина Сергеевна БАРИНОВА (р. 1939)

Галина Баринова училась на курсах художников-мультипликаторов 1956-58 гг., позже окончила Полиграфический институт. Была женой Анатолия Петрова, работала как художник-постановщик на ряде его фильмов и сюжетов, в том числе на «Полигоне», «Нимфе Салмаке», «Полифеме, Акиде и Галатее», заставках к журналу «Весёлое звено». До 1969 г. работала художником-мультипликатором, продолжала делать мультипликат и позже. Выступила в качестве одного из инициаторов создания «Весёлой карусели», в первом же выпуске сняла сюжет «Мозаика». Среди других сюжетов – «Кто пасётся на лугу?», «Путаница», «Глупая лошадь», «Апельсин», «Посылка». Долгое время фильмы Г.С.Бариновой предназначались исключительно детскому зрителю («Жирафа и очки», «Хитрая ворона» и др.). В фильме «Страшная история» опробовала технику перекладки, в этой же технологии и стилистике позже сняла четыре фильма по русским народным сказкам. С 1985 г. работает в содружестве с дочерью – художником-постановщиком Галиной Петровой. Фильмы «Перфил и Фома» и «Шут Балакирев» решила в эстетике русского изразца. В 1986 г. режиссёрские способности Г.С.Бариновой открываются с неожиданной стороны: она снимает подряд несколько ярких и разнообразных фильмов для взрослых. В картинах «Когда песок взойдёт…» и «Шурале» она по-своему применяет технологические приёмы, разработанные А.А.Петровым, острую сатирическую ленту «Лев и 9 гиен» решает в контурной графической манере (художником-постановщиком и ведущим мультипликатором на этом фильме был А.А.Петров), затем обращается к жанру фантастики и ставит по сценарию Анте Заниновича картину «Когда-то давно…». В 1992 году на студии «Кристмас Филмз» экранизирует русскую народную сказку «Иван-царевич и серый волк», взяв за основу рисунки Ивана Билибина. В 1990-е гг., после многократных отказов в финансировании дальнейших проектов, Галина Баринова уходит из режиссуры и занимается педагогической деятельностью.


Геннадий Михайлович СОКОЛЬСКИЙ (р. 1937)

Геннадий Сокольский окончил курсы художников-мультипликаторов 1959-1961 гг., учился также на курсах при б. Строгановском училище. До 1969 года и позже работал на «Союзмультфильме» художником-мультипликатором. В первом выпуске «Весёлой карусели» дебютировал сюжетом «Ну, погоди!», который должен был стать «серийным», однако дальнейшая разработка этого цикла была передана группе В.М.Котёночкина. После этого Сокольский сделал три работы в соавторстве с Ф.С.Хитруком, из которых самая известная – «Винни Пух и день забот». Вторым сюжетом Сокольского в «Весёлой карусели» стала «скоморошина» «Небылицы в лицах», а в 1974 году он поставил познавательный сюжет «Удар и защита» (по «Книге будущих командиров» Анатолия Митяева) в мультжурнале «Весёлое звено». В дальнейшей режиссёрской деятельности Г.М.Сокольский практически ни разу не повторял единожды найденное стилистическое решение, каждый его новый фильм был снят в оригинальной изобразительной манере. Это и экранизация сказки Бориса Заходера «Птичка Тари», и «Серебряное копытце» по сказу П.П.Бажова, и современная сказка по сценарию Э.Н.Успенского «Ивашка из дворца пионеров», и экранизация русского фольклора «Охотник до сказок». В фильме «Мышонок Пик» Сокольский применил торцовку персонажа пенопластом, что дало на экране эффект нежного пушистого ореола, в притче «Робинзон и самолёт» стилизовал изображение под сепию, в картине «Недодел и Передел» использовал стилистику полхов-майданской росписи и лубка. На большинстве фильмов Г.М.Сокольского художником-постановщиком работала его жена – Татьяна Сокольская. Самой популярной работой режиссёра стал фильм «Замок лгунов» по сказке В.Жилинскайте, где действие было погружено в «прибалтийский» визуально-звуковой колорит. В 1986-87 гг. Сокольский вместе с японским режиссёром К.Ёсида ставит трёхсерийный фильм «Приключения пингвинёнка Лоло» - первую совместную советско-японскую постановку, а в 1991-м заканчивает работу над последним своим фильмом «Маленькая колдунья» (по Отфриду Пройслеру), в котором пробует применить лимитированное движение персонажей. После этого Сокольский уходит из режиссуры и возвращается к работе художника-мультипликатора. Кроме того, Г.М.Сокольский неоднократно выступал в качестве книжного иллюстратора и поставил несколько сюжетов для киножурнала «Фитиль».


Леонид Викторович НОСЫРЕВ (р. 1937)

Леонид Носырев родился в Ивантеевке и с детства занимался живописью. Он учился в Федоскинской школе миниатюрной живописи (1952-56 гг.), на курсах художников-мультипликаторов (1959-61 гг.), в 1975 г. окончил исторический факультет МГУ. По окончании курсов работал мультипликатором на «Союзмультфильме». Творчество Носырева во всех областях тесно связано с народным искусством, он неоднократно совершал творческие поездки по стране, изучал и копировал фрески. В «Весёлой карусели» Носырев создал три музыкальных сюжета, завоевавших огромную зрительскую популярность – «Антошка», «Два весёлых гуся» и «Рыжий, рыжий конопатый». Четвёртый сюжет («Хомяк-молчун») был сделан по сказке Эдуарда Шима. В дальнейшем Носырев экранизирует русскую народную сказку «Вершки и корешки» и рассказ Юрия Нагибина «Комаров». Почти бессменным соавтором Л.В.Носырева с 1974 г. становится его жена – художник-постановщик Вера Кудрявцева-Енгалычева. Ещё в 1960-е годы Носырев увлекается прозой писателей-архангелогородцев Б.В.Шергина и С.Г.Писахова. Он многократно совершает поездки на русский Север, собирает материал, изучает быт и культуру Поморья. С 1977 года экранизации произведений Шергина и Писахова становятся главной темой режиссуры Л.В.Носырева. В фильмах «поморского цикла» Носырев и Кудрявцева применяют разнообразные технические и стилистические приёмы, обращаются к различным жанрам – от насыщенной юмором сказки до высокой трагедии. На «поморском» материале сняты картины «Не любо – не слушай», «Дождь», «Волшебное кольцо», «Архангельские новеллы», «Поморская быль», «Mister Пронька», «Пинежский Пушкин». Четыре фильма из этого цикла были объединены в полнометражную картину «Смех и горе у Бела моря». Картина «Волшебное кольцо» по сказке Б.В.Шергина завоёвывает всенародную известность, её реплики расходятся на цитаты. Соавтором сценариев многих фильмов этого цикла становится писатель Юрий Коваль, по его же сценарию Носырев снимает в 1981 году и фильм «Тигрёнок на подсолнухе». В 1990-е гг. Л.В.Носырев возглавляет худсовет «Союзмультфильма», входит в правление студии, преподаёт во ВГИКе. В 2003 г. удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РФ.


Валерий Михайлович УГАРОВ (1941-2007)

Валерий Угаров учился в МСХШ при Суриковском училище и на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме» (1959-61 гг.), позже окончил Московский архитектурный институт (1968). Работал мультипликатором на студии «Союзмультфильм». Способности Угарова как художника отметил режиссёр А.Ю.Хржановский, пригласив его в качестве художника-постановщика на сюжет «Шкаф» в альманахе «Калейдоскоп-71», а позже привлекая его к соавторству и как режиссёра (на фильме «Пейзаж с можжевельником»). В первом выпуске «Весёлой карусели» Угаров режиссировал заставку к журналу, которая до сих пор является его «визитной карточкой». Первый сюжет снял в третьем выпуске журнала («Разгром»), затем работал над сюжетами «Про чудака-лягушонка» и «Не про тебя ли этот фильм?», в мультжурнале для школьников «Весёлое звено» снял комедийный сюжет «Смеситель», в десятой «Весёлой карусели» - сюжет «Бабочка и тигр». Для творчества В.М.Угарова характерно внимание к образцам современного искусства (в частности, во многих ранних фильмах заметно влияние Дж.Даннинга), а также юмор, отличающийся раскованностью, зачастую переходящей границы дозволенного для советской мультипликации. Помимо сюжетов для «Весёлой карусели», «Весёлого звена» и киножурнала «Фитиль» в начале своего режиссёрского пути Угаров снимает музыкальный фильм «Шкатулка с секретом» и два выпуска развлекательно-познавательного цикла «На задней парте». Затем он резко меняет изобразительную и музыкальную стилистику своих работ. На этом новом этапе режиссёрского пути В.М.Угаров снимает экранизацию сказки Гауфа «Халиф-аист», картину «Наваждение Родамуса Кверка» и два завершающих фильма из цикла «На задней парте». Новую страницу в творчестве Угарова ознаменовал выход фильма «Сапожник и русалка» (по рассказу А.Н.Толстого «Терентий Генералов»). В 1990-е годы В.М.Угаров специализировался в основном на совместных российско-британских постановках, в работе над которыми существенную роль играли творческие рамки, поставленные британскими партнёрами. Первым совместным фильмом стала картина «В поисках Олуэн», а в дальнейшем на студии «Кристмас Филмз» Угаров снял картины «Волшебная флейта» (по опере Моцарта), «Иона» (в рамках «библейского» цикла), «Волшебная кисточка» (по китайской сказке), «Пастушок Тумур» (на основе монгольского фольклора). Помимо этого, Угаров снимал короткометражные сюжеты, такие как «Просветлённый», «Протодьякон» (для проекта «Optimus Mundus» к 850-летию Москвы), новеллу «Рассказ купца» в экранизации «Кентерберийских рассказов» Дж.Чосера, был режиссёром эпизода в полнометражном фильме Т.Н.Ильиной «Щелкунчик». В.М.Угаров – едва ли не единственный режиссёр из «пятёрки основателей» «Весёлой карусели», сохранивший творческую продуктивность в 1990-2000-е годы и многократно награждённый в этот период призами кинофестивалей. В 1997 году Угарову присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РФ. В 1960-70-е гг. он работал как иллюстратор для журнала «Знание-сила», в 2000-е гг. преподавал во ВГИКе. Последней работой режиссёра стала полнометражная картина «Бабка Ёжка и другие…», снятая на студии «United Multimedia Projects» и вышедшая в прокат уже после смерти автора.