george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Стратегический вопрос

Повод:
http://animalife.ru/2013/10/23/animatory-sostavlyayut-strategiyu-razvitiya-otrasli/

Попробую сформулировать свои претензии к «Стратегии анимационной индустрии». Хотя прекрасно понимаю, что эти мысли разделят далеко не все представители анимационного сообщества. Но я уже многократно высказывал свою позицию в дискуссиях, пора закрепить её в тексте, хотя бы тезисно.

На мой взгляд, в документе неверно или недостаточно точно сформулированы ЦЕЛИ существования анимации в РФ. Не вообще, а именно сегодня.

Сегодня государственная политика в России состоит в сворачивании трёх базисных областей, на которых стояло общество в советское и постсоветское время: Культуры, Науки и Образования. Государство недвусмысленно даёт понять, что эти направления будут если не уничтожены, то предельно ограничены в возможностях своего нормального функционирования и влияния на общество. Эта политика уже даёт свои плоды. Общество дичает, государственное устройство всё более скатывается к средневековому, возрастает количество невежества и мракобесия (в том числе религиозного фундаментализма).

В этой ситуации главной миссией анимации должно стать ВОСПИТАНИЕ МАССОВОГО ВКУСА. Эту задачу можно выполнить, только поддерживая те направления массовой культуры, которые являются художественно состоятельными.

Больше нельзя мерить зрелищную анимацию (в первую очередь полнометражную) исключительно экономическими критериями. Нельзя рассматривать задачу «коммерческой» мультипликации исключительно в финансовом аспекте («окупается – не окупается»), надо вспомнить, что полный метр – это тоже ИСКУССТВО, и вернуть этому формату соответственные критерии оценки.

Надо объявить приоритетной задачей государства ПОДДЕРЖКУ ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РАССЧИТАННЫХ НА МАССОВУЮ АУДИТОРИЮ. Надо, чтобы при отборе проектов для господдержки не меньшую роль, чем экономическая «успешность», играла и художественная состоятельность. И это должно касаться В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ произведений, рассчитанных на массовый спрос.

Как формировался вкус у детей моего поколения, не ходивших в картинные галереи и музеи изящного искусства? Через зрелищную мультипликацию, книжную и журнальную графику. Мы смотрели «Ну, погоди!» ради гэгов, но попутно привыкали к безупречным фонам, нарисованным по эскизам С.К.Русакова. Мы смотрели «Малыша и Карлсона», чтобы посмеяться над репликами и актёрской игрой, но одновременно незаметно впитывали красоты савченковских декораций. Так же мы усваивали цветовое чутьё В.А.Никитина, графику П.А.Саркисяна, конструктивность линии П.П.Репкина, живописное мастерство А.В.Винокурова. То же можно сказать и о драматургии, и о пластике, и о музыкальной культуре, и об актёрской игре. Это и была наша «школа изящных искусств», которая подготавливала нас к восприятию более сложных форм искусства, в том числе и «авторского» кино.

Сегодня короткий метр не имеет шанса добраться до массовой аудитории. Поэтому задачи воспитания вкуса ложатся в первую очередь на полнометражную продукцию (сериалы слишком уязвимы из-за «поточности» производства). Однако полнометражное кино у нас до сих пор проходит по разряду «коммерческого». Как будто творческих задач уже не несёт.

Надо отдавать себе отчёт, что «артхаусное» самовыражение, рассчитанное на фестивальную аудиторию, задачи формирования массового вкуса не выполнит. Это – элитарная «забава», и относиться к авторскому кино лишь как к эксперименту, не рассчитанному на зрителя, - это путь в тупик. Потому что без высокохудожественного массового кино «артхаус» останется без зрителя. Он обречён на вырождение, ибо будет вариться в собственном соку, который с годами будет всё менее и менее насыщенным.

Мы же до сих пор отождествляем короткий метр с «артхаусом» и дебютами, а полный метр – исключительно с «коммерческим кино». С этим надо покончить, и чем скорее, тем лучше. Пора вспомнить о том, что русская культура держалась на ПРОСВЕЩЕНИИ, и лучшие её представители положили жизнь на то, чтобы облагородить народ, среди которого они жили. Отказываться от этой задачи – значит прокладывать дорогу к Катастрофе. В одной компании с мединскими и ливановыми.

Вот чего мне не хватило в «Стратегии». Миссия анимации вроде бы и сформулирована, а подкрепления этой миссии в последующих разделах нет. Всё опять упёрлось в экономику. Хотя всего делов-то – добавить одну строку: «При выборе полнометражных проектов для государственной поддержки приоритетом должен являться не только коммерческий потенциал, но и художественная состоятельность». «Одна из главных задач господдержки полнометражной продукции – формирование общественного вкуса и поднятие уровня массовой культуры».

Как-то так…
Tags: мероприятия, современная анимация
Subscribe

  • Вдогонку празднику

  • Актуальное

    ВОСКРЕСНЫЙ ЗВОНОК, или ПЛОХАЯ СВЯЗЬ Алё! Здоров! Ну, есть прогресс? Чего-чего? Опять воскрес?! Вот сука! Падла! Ну народ! Ни яд, ни голод не…

  • Актуальное

    Ликует запретитель, Пришла его пора! Отныне просветитель – Агент из-за бугра. Его настигнет кара, Ему придёт конец! На каждого Икара Найдётся свой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Вдогонку празднику

  • Актуальное

    ВОСКРЕСНЫЙ ЗВОНОК, или ПЛОХАЯ СВЯЗЬ Алё! Здоров! Ну, есть прогресс? Чего-чего? Опять воскрес?! Вот сука! Падла! Ну народ! Ни яд, ни голод не…

  • Актуальное

    Ликует запретитель, Пришла его пора! Отныне просветитель – Агент из-за бугра. Его настигнет кара, Ему придёт конец! На каждого Икара Найдётся свой…