george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Делегация из трех букв

…Честно говоря, я хотел опубликовать этот документ в «Анимации подневольной». Но, «раз пошла такая пьянка» вокруг Роскомнадзора, решил сделать это досрочно, в ЖЖ. Так сказать, в утешение аниматорам.

В 1927 году в Ленинграде был снят детский мультфильм «Обиженные буквы». Он сразу стал одной из образцовых советских детских кинокартин. Не только благодаря удачному сценарию Николая Агнивцева и режиссуре Александра Преснякова и Игоря Сорохтина. Но и благодаря очень точно найденному и применённому приёму совмещения рисованной мультипликации с натурными хроникальными съёмками. Фильм этот особо отметил в своих мемуарах И.П.Иванов-Вано. Его упоминали историки советской мультипликации – в частности, С.С.Гинзбург. Особо отмечалось удивление наркома Луначарского, когда он увидел на экране себя, беседующего с ожившими буквами (настолько виртуозно была вмонтирована мультипликация в хронику).

25 февраля 1928 года Главрепертком рассматривал картину и выпустил на экран в категории «для всякой аудитории», притом – с оценкой: «Картина интересная. Исполнение прекрасное». В протоколе было вкратце пересказано и содержание фильма (пунктуация сохранена): «Буквы обиженные на ребят не желающих их учить пошли жаловаться к наркому Луначарскому, выделив д/того делегацию из трех букв. (Не тех, не тех! – Г.Б.) Луначарский буквы успокаивает и урезонивает ребят». По дороге буквы пугают или изумляют прохожих, по сигналу постового переходят улицу (здесь был применён стоп-кадр), спасаются от кошки, «помогают» толстому физкультурнику, испугавшемуся букв, выиграть кросс, и т.д.

Это был февраль 1928-го. Время, когда в Наркомпросе и Главсоцвосе ещё только дискутировался вопрос, не вреден ли кинематограф для дошкольников и не следует ли запретить детям посещение кинотеатров. Когда мультипликация для детей ещё снималась и выходила в прокат (хотя и не вся, и не без поправок). Однако уже через считанные месяцы наступила другая эпоха. Эпоха, когда были признаны «буржуазными пережитками» жанры сказки и басни (и исчезли из кинорепертуара). Эпоха, когда директивой Главреперткома было запрещено изображение на киноэкране «бессмысленной фантастики» (даже под видом сновидения героя). Эпоха, когда в детских произведениях считался недопустимым «буржуазный антропоморфизм», и очеловеченные животные и предметы почти исчезли с экранов (а из детского кино – полностью). Эпоха, когда детская мультипликация прекратила своё существование в СССР, за исключением единичных фильмов, построенных на бытовом материале.

Тогда и появился документ, который я приведу полностью, с сохранением орфографии и пунктуации:

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АННОТАЦИЯ НА ДЕТСКУЮ МУЛЬТИПЛИКАЦИЮ
«ОБИЖЕННЫЕ БУКВЫ».


«Обиженные буквы» 2 части, 500 метров Производство СОВКИНО, 1928 г.
Сцен. АГНИВЦЕВ, режиссер ПРЕСНЯКОВ, оператор – ДРАНКОВ и ЕФРЕМОВ. ГРК разрешено для всякой аудитории.

Т е м а : Буквы и их значение в обучении.

Содержание: - Мультипликация дает показ, как ребята с целью избавиться от учебы выбрасывают книги. Обиженные буквы сходят со страниц азбуки и устраивают совещание.
Буквы обижены тем, что их никто не хочет знать, учить, поэтому они решают пойти в НКП и рассказать об этом Наркому. Делегатами выбраны три буквы А, Н, Ы,. На пути до НКПроса буквы знакомятся с жизнью Москвы – движением, правилами уличного движения, ветринами и.т.п. Все изумляются, встречая идущие буквы. Наконец буквы доходят до НКПроса. Вначале они попадают в машинное бюро, увидев их, машинистки все, как одна, падают в обморок. Затем они попадают в кабинет Наркома тов. ЛУНАЧАРСКОГО, где и рассказывают о «своем горе», что их не хотят знать и обижают дети.
Тов. ЛУНАЧАРСКИЙ дает обещание о том, что этого больше не будет, что все должны учиться, быть грамотными. Довльные буквы удаляются.

Оценка и заключение.

Фильма представляет сочетание мультипликации и живой фотографии. Она имеет целый ряд недостатков, основным из которых является антропоморфизм – буквы говорят, мыслят, двигаются. Бесмысленно дан эпизод с правилами уличного движения ( по условному знаку милиционера останавливается все и люди и животное [и сами буквы (зачеркнуто – Г.Б.)] все замирает, прекращается всякое движение. Не менее бесмысленным является эпизод с обмороком машинисток в НКП. Почему показ деятельности НКП взят именно с машинного бюро и этим почти и ограничивается. Что хотели дать авторы показом этих эпизодов? Не ясно.
Совершенно неудачно и очень примитивно дана беседа букв с ЛУНАЧАРСКИМ и особенно его слова о том, кто не хочет учиться.
Текст к кадрам литературно и педагогически безграмотный.
Фильма не только не является ценной, но она противоречит современным требованиям и установкам школы как тем, что дает показ отдельных букв, в то время когда основным методом обучения школы является метод целых слов, так и главным образом тем, что дает детскому зрителю педагогически неправильное представление о том, что буквы могут говорить, действовать.
Поставить вопрос перед ГРК о снятии данной фильмы – мультипликации с детского экрана, как фильмы педагогически вредной».

27 октября 1932 года политредактор Главреперткома вписывает в протокол № 2347 распоряжение о ленте: «Снять с экрана как устаревшую и педагогически несоответствующую к современным требованиям и установкам обучения».

Фильм продержался на экранах меньше пяти лет. На сегодня ни одной копии этой этапной картины в архивах не обнаружено.

Если кто-то думает, что эта история – исключение для тех лет, он ошибается. Многие детские фильмы были не допущены на экраны, в т.ч. по причинам педагогического характера. Например, кукольный фильм-спектакль «Макс и Мориц». Некоторые – пожалуй, запрещались заслуженно («Два сна»). Во многие фильмы вносились поправки – по тем же соображениям. Этой теме в книге, надеюсь, будет уделено много места.

А вы говорите – «психологи»…

P.S. Дискуссия на эту тему – здесь:
https://www.facebook.com/groups/357467034294227/permalink/670359326338328/
Tags: анимация, цензура
Subscribe

  • Вдогонку празднику

  • Актуальное

    ВОСКРЕСНЫЙ ЗВОНОК, или ПЛОХАЯ СВЯЗЬ Алё! Здоров! Ну, есть прогресс? Чего-чего? Опять воскрес?! Вот сука! Падла! Ну народ! Ни яд, ни голод не…

  • Актуальное

    Ликует запретитель, Пришла его пора! Отныне просветитель – Агент из-за бугра. Его настигнет кара, Ему придёт конец! На каждого Икара Найдётся свой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments