george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Итоги - 2013

Пора подводить итоги года. Придётся ещё немного поныть, хотя бы для самого себя.

Начну с самой большой (для меня) катастрофы года. Я потерял врача. Нет больше того человека, который поддерживал моё здоровье в течение более чем двадцати двух лет. Это может привести меня к полной потере работоспособности уже в январе, если не найдётся достойная и надёжная замена. В её поисках пришлось в конце года бегать по поликлиникам и сдавать анализы.

Вторая проблема, которая дала себя знать уже в уходящем году – полная потеря рабочей формы. Я не только стал медленно работать и туго соображать, я потерял вкус даже к тем проектам, которые меня раньше «заводили» своими интересными задачами, достижимыми результатами и богатым материалом. Как сказал konst_arbenin , «Я стал тяжёл на подъём, мама, Но лёгок стал на отбой». Куража больше нет. Собственно, это состояние длится и развивается уже года два, но в прошлом году в нём на три месяца образовалась пауза, и за эти месяцы я успел многое. В этом году никакой паузы не было. Были накапливающиеся долги, которые я даже не надеялся разгрести. Я на собственной шкуре почувствовал, что означает слово «прокрастинация». Если раньше невыполненные обязательства накапливались и приводили в конце концов к вспышке активности, то теперь я просто машу на них рукой. Кроме усталости и равнодушия, ничего не чувствую. Даже не отвечаю на многие письма.
Мой врач успел распознать в этом состоянии вялотекущую депрессию, но не успел с ней справиться. Теперь я остался без врача и без медикаментов, но с депрессией.

Больше всех пострадал от этого kapkoff . Согласно нашим договорённостям, весной я должен был впрячься в работу по редактированию Энциклопедии. Однако сбор данных затянулся, и выяснилось, что львиной доли информации по организациям вообще не собрано. Я сперва активно взялся за дело и нашёл исполнителей, готовых в сжатые сроки закрыть эти лакуны. Оттянули сроки сдачи книги до конца лета. Но исполнители один за другим подвели, и это выбило меня из седла окончательно. Теперь настала моя очередь подводить Сергея. Худо-бедно я почти полностью выполнил правку данных на бумаге, но внесение исправлений в цифровую версию начал лишь в ноябре. Тут выяснилось, что ни сил, ни времени (при моей загруженности на новой должности) на эту работу нет, и заниматься ею можно только ночью – часа полтора-два в сутки. Но и это ночное время в основном уходило на текущие хлопоты (ответы на письма, сочинение документов и планов на будущий год), и Энциклопедией удавалось заняться раз в неделю в лучшем случае. Так что на сегодняшний момент задержка этой работы – целиком на моей совести, но ничего с этим поделать я пока не могу…

Такой же долг образовался и с моей монографией, которую я должен сдать институту в первом квартале следующего года.

Это – минусы. Достижений гораздо меньше. Попробую суммировать, что же в 2013-м получилось.

Главное, что удалось в этом году написать – большой исторический обзор о «Союзмультфильме» (для студийного сайта), на 33-х страницах. Впервые я попытался составить настоящую историю студии как организации. Я много раз жаловался на огромное количество «белых пятен» в этом вопросе, и вот теперь попытался их в значительной мере закрыть. Получился сухой, но очень ёмкий и насыщенный редкой информацией текст. В нём в сжатой форме можно найти материала на несколько диссертаций. Он может стать основой для будущих исследователей, которые смогут, отталкиваясь от него, разворачивать заявленные там темы в полномасштабные научные работы. Такой путеводитель по истории «Союзмультфильма» - от 1934-36 гг. до наших дней. Кое-какие детали ещё придётся отшлифовать, не хватает пары тем для полноты картины, но «задел» есть. В следующем году он должен появиться на сайте студии, а возможно, и на сайте Музея кино. Вообще же я мечтаю увидеть эту работу в виде богато иллюстрированной книги – презентационного альбома о киностудии «Союзмультфильм».

О публичных мероприятиях.
В феврале на фестивале «Белые Столбы» показали мою подборку анимационных сюжетов для киножурнала «Фитиль». К сожалению, этот сеанс я проболел, на экране результата так и не увидел, и даже видеокопии у меня нет.
Выступил (неудачно) на конференции во ВГИКе «Экранный образ войны: пропаганда и летопись по обе стороны фронта» - об отображении событий Второй Мировой в советской мультипликации.
Поучаствовал в подготовке нескольких выставок Музея кино, курируемых tea_elf . В частности, помогал комплектовать выставку «Песни огненных лет» в Горках Ленинских, вместе с Пашей ездили собирать материал для выставки, посвящённой «Весёлой карусели» в галерее «Нагорная». Для этой выставки были написаны информационные сопроводительные тексты и прочитана лекция, на которую никто из взрослых поклонников мультипликации прийти не соизволил. Консультировал и многие другие мероприятия Музея, в том числе запланированные на грядущий год.
В декабре организовал и провёл три сеанса Музея кино на фестивале «Кинопроба». Один – к 100-летию Романа Давыдова, два – посвящённые «олимпийской» мультипликации. Программу фильмов Давыдова позже повторил на площадке Музея в «Моссовете», с меньшим успехом, в частности – из-за проблем с проекцией.
Помог в осуществлении одного из архивных сеансов на БФМ, составив список необходимых фильмов.
Подготовка к ретроспективам И.А.Ковалевской и Р.В.Давыдова для Музея кино осталась безрезультатной, хотя был проделан уже большой объём работы.
Кроме того, летом дал интервью каналу «Карусель», и около четырёх интервью записал в ходе проведения «Кинопробы», нарушив собственное «табу».
Побывал также на сеансах современной анимации на ММКФ (см. мои рецензии в ЖЖ), на выставке «XVIII век на экране» в Царицыно (тоже), на конференции по авторской песне в Институте искусствознания (в т.ч. участвовал в кулуарных обсуждениях), на предпремьерном показе «Ку! Кин-Дза-Дзы», вечере к 90-летию Я.Л.Акима, мастер-классе tumelya , сеансе Коли Майорова и лекции Е.Я.Марголита (всё – на «Кинопробе»), выставке Игоря Олейникова, филармонических концертах, на традиционном «дворе Окуджавы», выступлениях Ю.Ч.Кима, А.М.Городницкого, С.Я.Никитина, Кости Арбенина и Володи Альера, презентациях «Ковалиной книги» (к 75-летию Ю.И.Коваля) и журнала «Лавры кино», творческом вечере Г.С.Бариновой, выставке «УзыЯузы», Московском книжном фестивале и др. мероприятиях. В целом – не густо. Многие из этих событий нашли отражение здесь, в журнале.

Летом в Ижевске с serezhik_18 смонтировали три ролика на основе моих 8-мм съёмок «Союзмультфильма». Результаты были обнародованы в ЖЖ, заинтересовали специалистов по оцифровке архивных фильмов и привели к появлению новой оцифрованной версии гораздо лучшего качества (спасибо 2211103 ). В частности, удалось воспроизвести хронику в нормальной скорости и вытянуть изображение из «тёмных» фрагментов, которые я считал безнадёжным браком. Теперь видно не только то, кто на них снят, но даже то, что они делают…

Поучаствовал в распространении книг о Роберте Саакянце среди москвичей и жителей России (тоже через ЖЖ). Консультировал Ассоциацию анимационного кино (проект анимационного календаря на 2014 год), Ирину Марголину (документальные фильмы о сёстрах Брумберг и И.П.Иванове-Вано из цикла «Корифеи российской анимации»), Николая Изволова, Николая Майорова; атрибутировал с Петей Багровым его новые архивные находки.

Дождался публикации сокращённой версии своей статьи в журнале «Сеанс». Провёл вычитку, корректуру и комментирование дополненной версии воспоминаний И.А.Ковалевской о создании «Бременских музыкантов». Участвовал в планировании книгоиздательской и популяризаторской деятельности ААК и видеоантологий «Союзмультфильма».

Предоставлял оригиналы из архива Е.Т.Мигунова для издательств «Речь» и «Эксмо».

Ну, и напоследок – о главном, пожалуй, положительном результате года.
Если что и было плодотворным в уходящем году, так это – работа с архивами. Итак, за год:
Начал знакомство с личным архивом И.А.Ковалевской.
Подготовил к вывозу в Музей кино вторую партию материалов «Союзмультфильма». Вывоз состоялся в феврале.
Разобрал третью партию материалов методкабинета и группы А.А.Петрова на «Союзмультфильме». Пока, к сожалению, судьба их не определена, они продолжают оставаться на студии.
В Музее завершил разбор и разложил по папкам архив сценарного отдела «Союзмультфильма». Архив занял два стеллажа и готов к постановке на музейное хранение.
Участвовал в переговорах о судьбе негатива фильма Д.Я.Черкеса «Гляди в оба», хранящегося у фотохудожника Л.Н.Лазарева.
Провёл часть работ по атрибуции материалов методкабинета «Союзмультфильма», вывезенных в Музей кино в 2012-13 гг. Разобрана значительная часть пергамента и целлулоида.
Участвовал в осмотре архивов А.А.Петрова, Г.С.Бариновой и Л.В.Носырева (в ходе подготовки к выставке, посвящённой «Весёлой карусели»).
Атрибутировал (в т.ч. при помощи И.А.Макарова) киноплёнки, вывезенные в Музей кино из «25-го дома» на «Союзмультфильме» (в т.ч. плёночный архив Е.А.Гамбурга).
Начерно разобрал архив Б.П.Дёжкина в ГЦМК. Дальнейшую работу с архивом ведёт annashizka .
Разобрал не поставленную на хранение часть архива «старого» «Союзмультфильма» (несколько больших папок) в Музее кино. Проведена атрибуция, материал готов к внесению в базу.
Провёл черновой осмотр и первичную опись фотоархива И.П.Иванова-Вано в ГЦМК.
Откомментировал промежуточные итоги ревизии фильмотеки «Союзмультфильма». Выявил множество уникальных находок, в том числе то, что считал безвозвратно утраченным.
Ведутся переговоры о передаче в Музей ещё трёх частных архивов.

Ну, и главное. Хотя руководство ВГИКа пока не торопится требовать выполнения собственных распоряжений об ужесточении дисциплины в НИИКе и соблюдает обязательства о сохранении уровня оплаты сотрудников, я всё же с радостью принял решение о смене основного места работы. В октябре я перетащил трудовую в ГЦМК, и теперь работа для Музея является для меня приоритетной. Это – большая радость, во-первых, из-за гораздо более комфортных условий работы в Музее, а во-вторых, по причине содержательности этой работы. Моя вторая родина наконец оформила мне «гражданство». Я – среди своих, и это компенсирует все мелкие неудобства. Главное теперь – сохранить эту родину от посягательств государства, не дать ей повторить судьбу «Союзмультфильма», РИИИ или музея Маяковского. За это в будущем году нам всем надо «держать кулаки»…
Tags: Музей кино, Новый год, Союзмультфильм, анимация, архивы, здоровье, книги, лекции, мероприятия, музыка, приключения, сеансы, статьи, фестивали, юбилей
Subscribe

  • "Кто так сказал - не помню, но он знал, что говорил!" (с)

    На сайте ПроДетЛит - статья о Б.П. Дёжкине, написанная с использованием фрагментов из моего текста в сборнике, до сих пор никому недоступном. В…

  • Александру Семёнову - 80

    Сегодня исполняется 80 лет человеку, без которого наше детство было бы другим. Более серым, более тусклым, более пасмурным. Александру Ивановичу…

  • "Не в будущем, в этом веке!"

    Сегодняшняя новость – скорее радостная. Хоть и за свой счёт, но удалось-таки приобрести экземпляр двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…».…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • "Кто так сказал - не помню, но он знал, что говорил!" (с)

    На сайте ПроДетЛит - статья о Б.П. Дёжкине, написанная с использованием фрагментов из моего текста в сборнике, до сих пор никому недоступном. В…

  • Александру Семёнову - 80

    Сегодня исполняется 80 лет человеку, без которого наше детство было бы другим. Более серым, более тусклым, более пасмурным. Александру Ивановичу…

  • "Не в будущем, в этом веке!"

    Сегодняшняя новость – скорее радостная. Хоть и за свой счёт, но удалось-таки приобрести экземпляр двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…».…