george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

"Квартальный отчет"

По мере приближения к дате отчетного показа современной анимации, который мы затеяли с goododd, tea_elf и др., становилось все более очевидным, что "первый блин" выйдет комом. Трудно было представить себе, что тревоги окажутся напрасными. Однако еще одна "нечаянная радость" произошла.
Нашей идеей было - восстановить традиции "Союзмультфильмовских" худсоветов, обсуждений годовых отчетов, Болшевских семинаров и т.д. Организовать разговор уважаемых профессионалов о самых свежих фильмах, с детальным их разбором и конструктивной критикой. Ибо ни худсоветов, ни отчетов, ни семинаров больше нет, а в Суздале и на ВГИКовских конференциях речи о конкретных фильмах вообще почти не идет, т.к., во-первых, на участников сваливается сразу огромное количество фильмов, разобрать каждый из которых невозможно, а во-вторых, обсуждаются либо общие (и довольно абстрактные) вопросы развития отрасли и искусства, либо продюсерские (но никак не режиссерские) проблемы - типа как должно финансировать анимацию, чем авторское отличается от коммерческого, как обеспечить прокат, и проч. В результате всего этого (т.е. отсутствия внятного разговора о главном предмете - конкретном фильме) в профессиональной анимационной среде сильно упал уровень рефлексии и самоанализа. В 1990-е годы вообще складывалось впечатление (по работам критиков и журналистов), что про анимацию можно писать только в форме заумного теоретизирования, либо бессодержательного репортажа в духе "как мы погуляли на очередном фестивале, и кого там наградили".
Тем временем выяснилось, что молодые аниматоры все-таки нуждаются в профессиональном разборе их работ, и сами об этом заявляют. Тогда и возникли попытки критического анализа фильмов - сперва в ЖЖ у goododd, затем и вне его - т.к. большинство мэтров в ЖЖ не обретаются, а интересно прежде всего их мнение. И возникла инициатива сбора "межстудийного худсовета", состоящего из представителей разных профессий (режиссеров, драматургов, художников-постановщиков, аниматоров, "звуковиков", критиков, представителей "смежных областей" - игрового кино, карикатуры и книжной графики, детской литературы, и т.д.), разных школ ("Союзмультфильмовской", "Пилотовской" и т.д.), разных возрастных групп. Но при этом - авторитетных в своих областях, склонных к аналитике, умеющих формулировать собственные мысли - по делу, в рамках регламента и корректности.
Естественно, подобрать "состав экспертов" было непросто. Не каждый профессионал является при этом "говорящим", да еще и объективным. Мы приглашали В.П.Колесникову (она с пониманием отнеслась к идее и необходимости данного мероприятия, но в этот период оказалась чересчур загруженной педагогической работой), думали о приглашении Э.В.Назарова (к сожалению, как раз в это время болеющего), получили согласие А.Н.Митты (совмещавшего функции "человека со стороны" и знатока драматургии, и, кроме того, имевшего опыт сценарной работы для мультипликации). Долго искали кандидатуру "звуковика". На приглашение войти в "худсовет" быстро согласились - А.П.Зябликова, И.А.Ковалев, А.В.Прохоров, Л.Л.Малюкова. В качестве эксперта по мультипликату сошлись на кандидатуре Н.В.Мальгиной - кроме прочего, еще и замечательного режиссера. По нашему замыслу, "эксперты" получали диски с программой фильмов заранее, выступали первыми, задавая "планку" разговора и основные его темы, а затем предоставлялась возможность высказаться всем присутствующим профессионалам, не говоря уж об авторах фильмов.
Уже назначение даты отчета на 30 мая повергло меня в замешательство. Я сразу сказал, что это - самоубийственно: "старшее" поколение мастеров в это время уже открыло "дачный сезон" и разъехалось из Москвы, а студенчество - в полном предэкзаменационном "замоте". В это время заполнить Белый зал Дома кино было нереально. А от успеха первого "заседания" зависела судьба всей затеи.
За три дня до сеанса А.Н.Митта сообщил, что из-за занятости в этот день прийти не сможет. За сутки до даты - заболел А.В.Прохоров. В результате я шел в Дом Кино, готовый к самому худшему.
Зал был заполнен не полностью, но все же для конца мая - народу было прилично. Многие пришедшие с детьми, как и следовало ожидать, во время просмотра "слиняли". По окончании показа объявили перерыв, и тут выяснилось, что в зале отсутствует и эксперт по звуку - в лицо его никто не знает, а по мобильнику дозвониться до него не удается. К концу перерыва казалось, что через пять минут зал опустеет совсем.
Собрав волю в кулак, а экспертов - воедино, организаторам удалось наконец начать обсуждение. В конференц-зал нам переместиться не дали, поэтому все происходило в Белом зале, хотя народу для Конференц-зала осталось в самый раз. Не разбежались те, кому был интересен разговор, и их оказалось достаточно.
К моей несказанной радости, несмотря на все описанное, получилось именно то, что мы и хотели. Оставшиеся четыре эксперта (Лара Малюкова, Игорь Ковалев, Аида Зябликова и Наташа Мальгина) блестяще провели мероприятие. Были разобраны все фильмы, причем в свободной форме - порядок выступлений не регламентировался, и зачастую люди из зала вступали в разговор в самом его начале. Все сказанное было очень содержательно, толково и "по делу". Первой высказывалась преимущественно А.П.Зябликова, сразу задававшая профессиональный уровень разговора. Очень точные мысли и соображения добавляла Лара Малюкова, к тому же прекрасно модерировавшая беседу. Я давно не общался с Ларой по нашим профессиональным вопросам, и обоснованность и точность ее оценок были для меня чем-то вроде приятного сюрприза. Игорь Ковалев, с которым я раньше фактически вообще не был лично знаком, оказался превосходным аналитиком, его реплики и суждения были украшением беседы. Наташа Мальгина высказывалась реже, но тоже по делу.
Разговор порой превращался в диалоги с авторами, иногда - уходил и в форму дискуссии, но неизменно оставался корректным и содержательным. Авторы, насколько я почувствовал, были довольны. Ощущение полезности и насыщенности проведенного времени, я надеюсь, они разделили со мной.
В общем, вопреки ожиданиям, "первый блин" оказался вполне съедобным и даже очень калорийным. По-моему, все присутствовавшие не прочь были бы продолжить эту традицию. Тревоги и сомнения насчет необходимости подобного мероприятия, кажется, позади. Старт получился удачным!
Если осенью состоится вторая встреча, то, надеюсь, и представительность зрителей-профессионалов, и общее количество публики, и организационные нюансы будут уже на высоте. Главное - не останавливаться!

P.S. О возникших в ходе обсуждения мыслях, о комических деталях прошедшего вечера, о приятных открытиях - "Сизом голубочке" и других фильмах, о проведенной на радостях ночи в "Кофе-Хаусе" - как-нибудь в другой раз. Сейчас - о главном: получилось!
Tags: мероприятия, сеансы, современная анимация
Subscribe

  • Александру Семёнову - 80

    Сегодня исполняется 80 лет человеку, без которого наше детство было бы другим. Более серым, более тусклым, более пасмурным. Александру Ивановичу…

  • Начало лета

    Иллюстрация Э.В. Назарова к стихотворению Якова Акима. "Весёлые картинки", 1980 г., №8.

  • Вам, библиографы!

    В 1959 году в Детгизе вышла повесть Кирилла Домбровского «Внимание… Съёмка!» - рассказ для детей о том, как снимается научно-популярное кино.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Александру Семёнову - 80

    Сегодня исполняется 80 лет человеку, без которого наше детство было бы другим. Более серым, более тусклым, более пасмурным. Александру Ивановичу…

  • Начало лета

    Иллюстрация Э.В. Назарова к стихотворению Якова Акима. "Весёлые картинки", 1980 г., №8.

  • Вам, библиографы!

    В 1959 году в Детгизе вышла повесть Кирилла Домбровского «Внимание… Съёмка!» - рассказ для детей о том, как снимается научно-популярное кино.…