george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

"Полный" Атаманов - впервые!

Очень боюсь анонсировать это мероприятие, слишком велик риск провала. Ежедневные выступления в течение шести дней подряд – такого в моей практике и раньше не было, а при теперешнем непредсказуемом состоянии здоровья (особенно судя по последнему месяцу) шанс того, что всё пройдёт, как задумано, не превышает 10%. Я предлагал отменить эту затею, потом была надежда подстраховаться, но ни то, ни другое не вышло. Остаётся жить по принципу «будь что будет».

Тем не менее, тема очень важная и своевременная, и подать её плохо очень не хотелось бы. Сразу хочу предупредить, что это – не юбилейная ретроспектива Льва Константиновича Атаманова. Юбилей – только в следующем году, и к нему надо делать другие программы, с иным содержанием и иной подачей. Хотя действительно мы впервые делаем попытку представить практически полную ретроспективу сохранившихся режиссёрских работ Л.К.Атаманова. Но в данном случае ретроспектива «не про это». А вот про что:

«В 1990-е годы в российской анимации произошла поляризация направленности фильмов по принципу зрительского адреса – разделение на «авторское» и «коммерческое» кино. При этом утвердилась установка, что «авторское» кино существует для творческих экспериментов и личностных высказываний режиссёра, который должен оставаться абсолютно свободным в своих поисках, не оглядываясь на массовые зрительские запросы, а задачей «коммерческого» является, напротив, исключительно развлечение зрителя, достижение самоокупаемости и принесение прибыли. В значительной мере эти воззрения сохранились и в наши дни.

В результате кинематографисты и киноведы, разделяющие подобные взгляды, с трудом могут объяснить, как добивались выдающихся творческих достижений советские мультипликаторы, находившиеся в условиях жесточайшего контроля и регламентации жанровой, стилистической, тематической стороны своих фильмов. Как им удавалось вложить авторское высказывание в картины, априори предназначенные для самых широких масс, преимущественно – детей? Как в ситуации постоянной смены государственных установок в отношении задач советской мультипликации и её художественных средств режиссёры извлекали выгоду из условий, предоставляемых каждой эпохой, и даже находили возможность для творческих экспериментов? Наконец, как они выполняли идеологический «заказ», находя в нём возможность для самореализации и не изменяя собственным взглядам?

Этим проблемам мы хотим посвятить настоящую ретроспективу. Для наглядности мы взяли за основу режиссёрскую биографию Льва Константиновича Атаманова, протянувшуюся от начала 1930-х до начала 1980-х годов. За это время облик советской мультипликации менялся многократно и неузнаваемо, степень обязательного и дозволенного то сужалась, то расширялась, представления о задачах этого искусства менялись до полной противоположности. Л.К.Атаманов прошёл через все эти исторические эпохи, в каждой из них находя возможность для выражения беспокоивших его идей и чувств, обращая любые ограничения и условия работы на пользу художественному результату и в каждый из периодов создавая выдающиеся произведения киноискусства, вызывавшие зрительский отклик.

Каждую из частей ретроспективы будет предварять рассказ историка мультипликации Георгия Бородина о том, в каких культурно-исторических условиях создавались эти фильмы, какова была история их появления, какие творческие задачи ставил Л.К.Атаманов в каждой из работ. Будет рассказано также и о некоторых несохранившихся фильмах режиссёра или замыслах, которые не удалось реализовать.

Надеемся, что настоящий цикл окажется своевременным и будет полезен в первую очередь молодым кинематографистам, студентам киношкол и гуманитарных вузов, а также всем интересующимся историей советской мультипликации.»


Из этого анонса понятно, что, во-первых, программа предназначена в первую очередь не для детей, а для профессионалов и людей, интересующихся проблемами истории кино, советской культуры и вообще вопросами работы художника в обстоятельствах, предоставляемых эпохой. И во-вторых, что основной смысл всей затеи – в подаче материала, то есть в тех самых вступительных словах, беспроблемное проведение которых столь затруднительно. Очень боюсь, что в какой-то из дней просто не смогу прийти в назначенный час, и публике придётся смотреть кино, не прокомментированное и не вписанное в контекст.

Гарантий никаких, поэтому хочу заранее предупредить об этом и извиниться перед зрителями. А тех, кто всё же заинтересуется и захочет посетить все сеансы, приглашаю в Российскую Государственную детскую библиотеку (Калужская пл., д. 1, м. «Октябрьская») с 1 по 6 июня. В подготовке ретроспективы и сборе фильмов принимали участие ГБУК «Московское кино», ТПО «Киностудия «Союзмультфильм»», Госфильмофонд РФ и Государственный центральный музей кино. И, конечно, дирекция фестиваля детских фильмов «КОТ».


Программа:

1 июня, 12.00
Программа первая. 1931-1948 гг.
СТАНОВЛЕНИЕ. В СТОРОНЕ ОТ СТАЛИНИЗМА


1. УЛИЦА ПОПЕРЁК («Правая сторона», «Вертушка»). Общее руководство – В.Сутеев, сорежиссер – Л.Атаманов, Межрабпом-Фильм, 1931 г., 2 ч.

2. СКАЗКА ПРО БЕЛОГО БЫЧКА. Авторы фильма – В.Сутеев и Л.Атаманов, Межрабпом-Фильм, 1933 г., 2 ч. (сохранилась первая часть)

3. ПЕС И КОТ. Режиссёр – Л.Атаманов (Атаманян), Арменкино, 1938 г., 2 ч.

4. ПОП И КОЗА. Режиссёр – Л.Атаманов (Атаманян), Арменкино, 1941 г., 1 ч.

5. ВОЛШЕБНЫЙ КОВЁР. Режиссёр – Л.Атаманов (Атаманян), Ереванская киностудия, 1948 г., 4 ч.


2 июня, 17.30
Программа вторая. 1950-1955 гг.
ЖИЗНЬ ЧУВСТВ В ЦАРСТВЕ ПАФОСА


1. ЖЁЛТЫЙ АИСТ. Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1950 г., 1 ч.

2. АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК. Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1952 г., 4 ч.

3. ЗОЛОТАЯ АНТИЛОПА. Режиссёр Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1954 г., 3 ч.

4. ПЁС И КОТ. Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1955 г., 2 ч.


3 июня, 17.30
Программа третья. 1957-1959 гг.
ТРИУМФ. УТВЕРЖДЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ТЕМЫ


1. СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА. Режиссёр-постановщик Л.Атаманов, режиссёр Н.Фёдоров, Союзмультфильм, 1957 г., 7 ч.

2. ПОХИТИТЕЛИ КРАСОК. Режиссёр Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1959 г., 2 ч.


4 июня, 17.30
Программа четвёртая. 1961-1963 гг.
ЭПОХА РОМАНТИКИ НЕИЗВЕДАННОГО


1. КЛЮЧ. Режиссёр-постановщик Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1961 г., 6 ч.

2. СКАЗКА ПРО ЧУЖИЕ КРАСКИ. Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1962 г., 1 ч.

3. ШУТКИ. Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1963 г., 1 ч.


5 июня, 17.30
Программа пятая. 1965-1970 гг.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВРЕМЯ СВОБОДЫ


1. ПАСТУШКА И ТРУБОЧИСТ. Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1965 г., 3 ч.

2. БУКЕТ. Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1966 г., 2 ч.

3. ЗАБОР. Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1967 г., 1 минута (в 1968 г. фильм включён в сборник «Калейдоскоп 68»).

4. СКАМЕЙКА. Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1967 г., 1 ч.

5. ВЕЛОСИПЕДИСТ (сюжет из сборника «Калейдоскоп 68»). Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1968 г., ок. 5 минут.

6. БАЛЕРИНА НА КОРАБЛЕ. Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1969 г., 2 ч.

7. ЭТО В НАШИХ СИЛАХ. Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1970 г., 1 ч.


6 июня, 17.30
Программа шестая. 1971-1981 гг.
ИСПОВЕДЬ РЕБЁНКУ


1. ПЕТРУШКА (сюжет в сборнике «Неразбериха»). Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1971 г., ок. 3 минут.

2. ВЫШЕ ГОЛОВУ! Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1972 г., 1 ч.

3. НОВЕЛЛЫ О КОСМОСЕ. Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1973 г., 1 ч.

4. ПОНИ БЕГАЕТ ПО КРУГУ. Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1974 г., 1 ч.

5. Я ВСПОМИНАЮ… Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1975 г., 1 ч.

6. КОТЁНОК ПО ИМЕНИ ГАВ. Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1976 г., 1 ч.

7. КОТЁНОК ПО ИМЕНИ ГАВ. ВТОРАЯ ИСТОРИЯ. Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1977 г., 1 ч.

8. КОТЁНОК ПО ИМЕНИ ГАВ. ТРЕТЬЯ ИСТОРИЯ. Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1979 г., 1 ч.

9. КОТЁНОК ПО ИМЕНИ ГАВ. ЧЕТВЁРТАЯ ИСТОРИЯ. Режиссёр – Л.Атаманов, Союзмультфильм, 1980 г., 1 ч.

Бонус:

10. КОТЁНОК ПО ИМЕНИ ГАВ. ИСТОРИЯ ПЯТАЯ. Режиссёры – М.Мирошкина, Л.Шварцман, Союзмультфильм, 1982 г., 1 ч. (Фильм посвящён памяти Л.К.Атаманова).

О фестивале:

http://mos-kino.ru/event_23.html
Tags: Атаманов, Союзмультфильм, анимация, мероприятия, сеансы, фестивали
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments