george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

ММКФ - 2014. Анимация

Посмотрел новые отечественные анимационные фильмы в рамках программы российского кино ММКФ. И вдобавок ещё один, не заявленный в программе – «Нана, нани, нао» Бриллиантова – благодаря любезности Елены Александровны Таврог.

Честно говоря, не хочу, как в прошлый год, подвергать анализу каждую работу. В результате получается перечисление в разных сочетаниях одних и тех же пороков, которые я сформулировал лет пять назад и с тех пор повторяю при каждом разговоре о современной анимации. Уже неинтересно. Лучше перечислю те фильмы, которые либо действительно понравились, либо сильно заинтересовали.

Итак, понравившиеся (в порядке демонстрации):


1. «БАНКА» Натальи Киселёвой. Удивительное сочетание отличной режиссуры, стильного изобразительного решения, внятного сюжета и блестящего мультипликата. Особенно интересны переклички (если не полемика) с последним фильмом Алексея Дёмина.

2. «ПРИВЕРЕДЛИВАЯ МЫШКА» Сергея Струсовского. Редкий по сегодняшним временам фильм с настоящей актёрской игрой (аниматор Алла Соловьёва). Плюс внятно донесённая идея и техническая изобретательность. Грешит разве что избыточной пестротой цветорешения.

3. «БОБОК» Андрея Золотухина. Первый фильм Золотухина, который мне понравился. Жёстко, с золотухинским надрывом изложенная осовремененная версия Достоевского (18+), однако без натурализма и с оправданностью приёма. Очень цельная работа. Хотя органичнее смотрелась бы в программе игрового короткого метра, чем в анимационной.

4. «БРУТ» Светланы Филипповой. Продолжение «собачьей» темы, не менее пронзительное, чем предыдущая картина «Где умирают собаки». Та же условно-примитивистская эстетика, но другой сюжет – смерть духовная, а не физическая. Уничтожение личности.

5. «БУМ-БУМ, ДОЧЬ РЫБАКА» Ивана Максимова. Очередная «максимовская» история со свойственной его последним работам чувственностью.

6. «СТУЛ» Константина Щекина. Сперва резануло несоответствие приглушённых размытых фонов с яркими контурными персонажами, к концу фильма этот контраст исчез. Остроумный, хорошо разыгранный трагикомический сюжет.

7. «ТЕРЕМ МУХИ» Сергея Меринова. Ещё одна пластилиновая работа режиссёра, не экранизированная ранее своеобразная версия «Теремка», весьма изобретательно решённая. Интересно влияние на фильм картины Анатолия Аляшева «Под одной крышей».

8. «ИСТОРИЯ С ПОГРЕБОМ» Андрея Игнатенко. Очень смешная версия детства графини Молоховец. Правда, предназначенная скорее взрослым, чем детям, несмотря на традиционное для детской анимации изорешение.

9. «ДЕНЬ МЕДВЕДЯ» Оксаны Холодовой. Отличная детская картина, с настоящим мультипликатом и чётко разработанными характерами персонажей. Сюжет напоминает то «Мышонка и кошку» Аграновича-Дабижи, то «Машеньку» Калашникова-Олифиренко, то другие картины, но не повторяет ни одной из них, и при этом остаётся цельным по мысли. Много остроумных деталей, хорошее изобразительное решение и озвучание.

10. «ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ» Елены Касавиной. Один из двух фильмов программы, заставивших смеяться. В отличие от весьма слабых по мультипликату сцен диалогов дедушки с внуком в синагоге, эпизоды с двумя евреями на крыше – великолепны по пластике и комизму (несмотря на нелюбимую мной перекладочную технику). Замечательно придуманное кино – изобретательное, остроумное и при этом образное. Точная передача еврейского юмора и самоиронии.

11. «ДРУГИЕ БЕРЕГА» Василия Чиркова. Фильм сделан в распространённой сегодня манере изложения бытовой истории в достаточно реалистическом ключе и в темпе, приближённом к течению реального времени. Та же техника перекладки. Однако эта работа превосходит все свои аналоги по чистоте стиля (монохромное серое цветорешение) и главное – пластики. До сих пор ни одному автору, работавшему над подобными картинами, не удавалось не сорваться в гротеск и пародию хотя бы в одном кадре. Предательская неестественность движения, неточность в пропорциях персонажей и другие проколы разрушали весь эффект. В «Других берегах» всё сделано настолько чисто, что настроение фильма выдерживается с начала и до конца. Виртуозная режиссёрская ходьба по канату. Впервые вижу такую работу.

12. «СМЕЛАЯ МАМА» Александры Лукиной. Остроумная сказка Сергея Седова, оригинальное (для нашей анимации) изобразительное решение и органичная для него пластика. Впечатление стилевой свежести и новизны.

13. «СОМ И ЛУНА» Натальи Рысс. Типичная для Рысс техника и пластическое решение, но на этот раз – под джазовую музыку и с романтическим сюжетом. Очень красивое кино. Оправданное применение компьютерной перекладки, превращающее особенности этой техники в самобытное эстетическое явление.

14. «СОЛДАТ И ПТИЦА» Валентина Телегина. Фильм хорош отказом от дикторского комментария (несвойственным для «Горы самоцветов»), сдержанным, но не слишком механистичным мультипликатом и интересной переработкой известных сказочных мотивов в единый новый сюжет. Типаж Солдата напоминает персонажей Ковалёва, но главная ассоциация – с шакуровским Забелиным из «Своего среди чужих…». Своеобразная трактовка образа.

15. «НЕМНОГО О СЕБЕ» Светланы Андриановой. Второй фильм, заставивший улыбаться. Огорчили только две-три сценарных оплошности (например, неточность изобразительного аналога фразы «часто мы выходим из себя» - из себя в рисунке выходит сам себь, а не мы; или нарушение приёма во фразе «работать над собой» - в творительном падеже себь скорее должен быть «себью»). В остальном – очень изящная работа.

16. «БЕЛКА И СТРЕЛКА. ЛУННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ» Александра Храмцова, Инны Евланниковой и Вадима Сотскова. Смотрел в «плоском» варианте. Фильм не выходит за рамки сюжетно-постановочных конструкций, принятых в зарубежной полнометражной 3D-анимации, однако сделан качественно и по содержанию является вполне самобытным. Многие шутки, цитаты из произведений советской массовой культуры, аллюзии на бытовые реалии советской жизни непонятны детям, но благодарно считываются взрослыми. В сравнении с первым фильмом (с которым я тоже познакомился лишь недавно) «Лунные приключения» несколько выигрывают благодаря сведению до минимума участия в сюжете человеческих персонажей, которые были слабым местом «Звёздных приключений». Кроме того, картина пленительно несвоевременна – как из-за финала, примиряющего советских и американских космо- и астронавтов, так и из-за откровенно негативной окраски героев, выполняющих КГБшные функции (кота-психиатра и др.). При этом американский обезьян-астронавт, хотя и окарикатурен, но выглядит намного обаятельнее советских спецслужбистов. Это добавляет симпатий к фильму, который смотрится как здоровое патриотическое кино, миролюбивое и неагрессивное.

17. «НЕСУРАЗЬ» Анны Романовой. Очень симпатичное кино про усталость от социума. Несколько предсказуемый финал компенсируется замечательной галереей персонажей-невротиков.

18. «НАНА, НАНИ, НАО» Константина Бриллиантова. Короткая и простая история с многозначным финалом.


Это – то, что могу однозначно рекомендовать к ознакомлению. Кроме того, есть целый ряд фильмов, возможно, не столь совершенных, но представляющих интерес:

1. «ОБЛАКО И ШТАНЫ» Елены Гутман. Симпатичная работа по изящному авторскому стихотворению с очень любопытным изобразительным решением. Чрезмерно замедлен темп, но сделано с большой изобретательностью.

2. «АРГУМЕНТ» Александра Ильяша. Фильм с не очень вразумительным финалом, развивающий сюжетный принцип знаменитой работы Евгения Сивоконя «Человек и слово» и первых двух фильмов из цикла Ефима Гамбурга «Контакты… Конфликты…» (фактически картина является развёрнутым до трёх минут кадром из финала второго выпуска).

3. «ПАРОХОД» Александры Ломизе. По сюжету – фильм-притча, интересный по-своему, с несколько туманной завязкой.

4. «СОН САДОВНИКА» Валерия Кожина. Очень любопытная экранизация Кэрролла, с занятной конструкцией. Возможно, несколько затянутая.

5. «МАЛЕНЬКИЙ ГАЙ» Дмитрия Семёнова. Из той же «биографической» серии, что и «История с погребом» Игнатенко, но не столь остроумная сюжетно, хотя и построенная по тому же принципу. Оттуда же – картина «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ» Алексея Туркуса, о Мичурине.

6. «КОФЕ С МОЛОКОМ» Валерии Шадриной. Хорошо сделанная миниатюра с чересчур банальным и предсказуемым сюжетом.

7. «ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА» Анны Шепиловой. Очень любопытная по-своему попытка совмещения сказочной формы с советскими реалиями 1920-30-х гг. Интересна и изобразительно.

8. «КОТЫ ВЫХОДЯТ В МОРЕ» Андрея Игнатенко. Неплохая сценарная идея Андрея Усачёва, к сожалению, немного подпорченная монотонностью режиссёрского изложения.

9. «КАК Я ПОХУДЕЛ НА 21 ГРАММ» Хихуса и Константина Комардина. Фильм интересен только многообещающим сюжетом, из которого можно было сделать хорошее кино. Однако вместо полноценного фильма представлен практически аниматик, в котором полностью отсутствует мультипликат. Многие образные решения представляются вульгарными.

10. «КОРОЛЕВСТВО М» Натальи Мирзоян. Опять-таки, любопытный сценарный ход со спорным, на мой взгляд, коллажным решением.

11. «ОТТЕНКИ СЕРОГО» Александры Аверьяновой. Простой и трогательный, хотя и несколько банальный сюжет с небезупречным изобразительным воплощением.

12. «ИГРА» Константина Муравьёва. Ещё одна интерпретация сюжетной идеи, многократно использованной мультипликаторами («Просмотрел» Игоря Подгорского, «Игра закончена» («Доигрался») Х.Юсупова), но на сей раз поданной наиболее выразительно и образно, с углублением темы в финальном кадре.

13. «ПРО ЧЕМОДАНЫ» Сергея Глаголева. Неплохая сценарная идея, как мне кажется, недодуманная кинематографически. Симпатичен нетривиальный финал.

Кроме того, заметную позитивную эволюцию демонстрируют сюжеты для «Весёлой карусели» («ТАК НЕ БЫВАЕТ» Алексея Злобина и «ВОТ БЫЛ БЫ БОЛЬШИМ» Павла Носырева). Однако их идеи страдают чрезмерной вторичностью, несвежестью и неоригинальностью.

Главное разочарование – фильм «МОЙ ЛИЧНЫЙ ЛОСЬ» Леонида Шмелькова. Совершенно искусственная история, причём этот эффект усугубляется примитивностью мультипликата и отсутствием живых характеров. Некоторые сюжетные ходы, сами по себе любопытные, ничего не добавляют ни к теме фильма, ни к характеристикам героев.

Главное недоумение – продукция выпускников факультета анимации и мультимедиа ВГИКа. Не понимаю, как выпускник факультета анимации (!) может демонстрировать абсолютное непонимание существа мультипликата (за редкими исключениями вроде фильма «Игра»). По-моему, руководству ВГИКа давно пора подумать над состоятельностью сложившейся системы подготовки выпускников.


И, наконец, последнее, что очень хочется высказать после ознакомления с программой.

Министр культуры Мединский, как известно, очень любит запреты и ограничения. Он полагает, что с их помощью можно оказать благотворное влияние на развитие самобытного российского искусства, непохожего на европейское. Что касается меня, то я считаю, что любые запреты будут неэффективны и вызовут обратный эффект без главного – творчески состоятельной альтернативы. Поэтому я бы употребил энергию Минкульта на стимулирование создания тех произведений, которые они хотят противопоставить европейским, а не на запрет всего «чуждого». Но, раз уж Минкульт так любит запрещать, я бы дал ему совет, что именно стоило бы искоренить в российской анимации.

Если бы я был Мединский, я бы запрещал не «непатриотичное» и «безнравственное», а то, что мешает развитию искусства мультипликации, приводит к его деградации, делает неконкурентоспособным. Причём, я бы делал это довольно жёстко, поскольку любой инновационный рывок требует некоторых жертв.

1. Я бы наложил почти полный запрет на использование компьютерной перекладки, за исключением тех случаев, когда её применение обусловлено сюжетной задачей и изобразительной стилистикой. Не потому, что она художественно несостоятельна, а потому, что её доминирование в нашей анимации приводит к вырождению искусства мультипликата как актёрской игры. А это позорно для страны, породившей систему Станиславского.

2. Я бы сильно ограничил применение художниками (особенно в сказочных сюжетах) иконографически-лубочных пространственных решений. Потому что это не даёт художнику и мультипликаторам развивать пространственное мышление и ракурсное вИдение, а режиссёрам – монтажное мастерство.

3. Я бы категорически запретил в сюжетных работах использование механистичного тайминга, особенно в сочетании с ускоренным темпом действия. Я бы оставил этот приём исключительно для клипов или познавательных роликов. Потому что он не даёт возможности для разработки сложных психологических характеристик персонажей.

4. И наконец, я бы полностью искоренил использование закадрового дикторского текста. За его применение я бы показывал режиссёрам «красную карточку» и изгонял бы из профессии. Как изгоняют из столовой повара, который рассказывает клиенту о составе блюда вместо того, чтобы его накормить.

Я понимаю, что эти ограничения многим осложнили бы жизнь и поставили бы крест на некоторых замыслах. Но я считаю их совершенно необходимыми для того, чтобы анимация сдвинулась с мёртвой точки и покинула то гниющее болото, в котором до сих пор по большей части находится, несмотря на все старания последних лет.

Запрещать – так с пользой!
Tags: сеансы, современная анимация, фестивали
Subscribe

  • "Не в будущем, в этом веке!"

    Сегодняшняя новость – скорее радостная. Хоть и за свой счёт, но удалось-таки приобрести экземпляр двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…».…

  • "Но книжку-то можно? Книжку!"

    Сегодня пришло сообщение от редактора-составителя двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…» Андрея Евгеньевича Крылова. Как я и…

  • Книжные новости

    Приобрёл ещё одну новинку от "Бомборы" - о восприятии аниме американскими зрителями. Читать пока побаиваюсь... )

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • "Не в будущем, в этом веке!"

    Сегодняшняя новость – скорее радостная. Хоть и за свой счёт, но удалось-таки приобрести экземпляр двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…».…

  • "Но книжку-то можно? Книжку!"

    Сегодня пришло сообщение от редактора-составителя двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…» Андрея Евгеньевича Крылова. Как я и…

  • Книжные новости

    Приобрёл ещё одну новинку от "Бомборы" - о восприятии аниме американскими зрителями. Читать пока побаиваюсь... )