george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Пополнение сокровищницы

Наконец-то есть повод рассказать, чем были заняты последние 3-4 месяца, благо один результат уже имеется.

За это время я тянул одновременно до десятка дел, о каждом из которых рассказывать надо отдельным постом. Упомяну только наиболее интересные.

- Начал исследование материалов в РГАЛИ по теме «Авторская песня и анимация». В частности, знакомлюсь со сценариями Галича, Анчарова, Аграновича. Есть надежда в итоге написать весьма любопытную статью. Только по теме «Галич в анимации» сделал несколько существенных открытий.

- Накануне 100-летия Дёжкина за одни сутки написал половину большой статьи о нём, опубликовал на «Анималайфе» первый фрагмент. Для завершения работы провёл фундаментальное исследование архива Дёжкина в Музее кино, просмотрел все сценарии, рабочие записи и документы, дополнительно изучил темпланы «Союзмультфильма», выявляя упоминания о дёжкинских заявках, начал отбор изоматериалов для иллюстрирования, сейчас переместил продолжение этой деятельности в РГАЛИ. Попутно подготовил «бумажную» публикацию дёжкинских текстов, которая должна выйти в свет в ближайшие дни, и о которой сообщу особо.

- Отсканировал большое количество оригиналов из архива Мигунова (до сих пор неизвестных широкой публике). Надеюсь сделать в октябре серию постов на этом материале.

- Начал работу по каталогизации самой сложной и запущенной сферы наследия «Союзмультфильма» - вставок в игровые, документальные и научно-популярные фильмы. Дело чертовски интересное, хотя не знаю, смогу ли самостоятельно довести эту затею до приличного результата.

Помимо этого – текущая работа в Музее кино: атрибуция, компьютерный набор описей, комплектация, переговоры с организациями и владельцами архивов и мн. др.

Но в этом посте я хочу рассказать только об одном направлении работы. Об оцифровке киноматериалов.

Я уже рассказывал о вывезенных около полутора лет назад с «Союзмультфильма» плёночных раритетах:
http://george-smf.livejournal.com/41563.html

После повторного разбора и сортировки киноплёнок уже в стенах Музея кино, после консультации с Игорем Аркадьевичем Макаровым о назначении некоторых из них, я в течение года пытался «раскачать» руководство Музея на оцифровку самой ценной части архива – в том числе под конкретные мероприятия. У меня «чесались руки» проверить свою догадку о том, что копия «О море, море!..» является авторской, увидеть никогда (и почти никем) прежде не виданные заказные картины, установить характер некоторых таинственных киноматериалов… Попытки ничего не дали. При формальном согласии оцифровка отодвигалась месяц за месяцем на всё более отдалённую перспективу.

В конечном итоге мне надоело ждать у моря погоды, и я решил произвести сканирование киноплёнки за свой счёт, благо уже были налажены контакты с компанией «Топ-Кадр», предоставляющей частным лицам подобные услуги. Ещё одним толчком к этому шагу стала необходимость оцифровать мультипликационный альманах «Неразбериха», один из сюжетов которого я хотел использовать для июньской ретроспективы Л.К.Атаманова (копия альманаха была найдена в музейной фильмотеке).

Короче, в течение трёх летних месяцев и сентября я перетаскал на оцифровку всё наиболее ценное из вывезенного с «Союзмультфильма», добавив к этому пару плёнок из архива Ф.С.Хитрука, материалы из архива Б.П.Дёжкина и несколько роликов из моей личной коллекции.

Результаты превзошли ожидания.

Во-первых, копия «О море, море!..» действительно оказалась авторской. Обнаружил я это не сразу, а только спустя некоторое время после получения файла, настолько малозаметны на первый взгляд были расхождения. Причём одна из купюр носила явно содержательный характер и была обусловлена цензурными причинами, остальные же, очевидно, были произведены самим Гамбургом.

Но этого оказалось мало. Осматривая копии фильмов в Музее, я внезапно обратил внимание на цвет титров ещё двух фильмов (четвёртого выпуска «Контактов… Конфликтов…» и «Эксперимента»), которые вряд ли могли цензурироваться, т.к. были сняты в 1987 и 1988 годах. Судя по этому признаку, это тоже были не прокатные редакции. Оцифровка догадку подтвердила. Теперь можно наглядно наблюдать, как Гамбург после печати рабочей копии «шлифовал» монтаж картины, удаляя длинноты, лишние шумовые и репличные детали (междометия и т.п.), варьируя тембры, работая со звуком. Это происходило вне зависимости от того, получала картина цензурные поправки (как «Пёс в сапогах» или «О море, море!..») или нет. Порой в рабочей копии использовалась черновая запись текста или песни (например, в финале «Контактов… Конфликтов…» итоговый куплет первоначально звучал не в исполнении Караченцова, и с другими словами – без упоминания кладбища, причём последние планы были пересняты, чтобы удалить излишнюю статичность). Но самым поразительным открытием явилась первая редакция «Эксперимента», о существовании которой я даже не догадывался. Оказывается, при переработке был очень сильно изменён закадровый текст, который к тому же в первой версии читал не Шифрин, а другой актёр (по голосу похожий на Филиппенко или Козакова). Окончательный текст был более приближен к перестроечным реалиям, но по сути острее, пожалуй, не стал. Кроме того, в первой редакции не столь многочисленны смысловые совпадения изобразительного ряда с текстом, поэтому, на мой взгляд, возникает эффект бОльшей многомерности и насыщенности. При сличении двух редакций весьма заметны и монтажные отличия – в некоторых местах очень существенные. Учитывая, какой огромной редкостью является сохранность авторской либо рабочей копии фильма, эти три открытия можно считать сенсационными.

Кроме того, были оцифрованы редчайшие копии заказных фильмов, отсутствующих в Госфильмофонде. По двум из них («Индексу» Гамбурга и «Знакомству» Ивана Давыдова) вообще неизвестно местонахождение исходных материалов, а ещё по одному экземпляру позитивных копий хранится на фильмотеке «Союзмультфильма». Два выпуска картины «Добро пожаловать» - тоже большая редкость: первый фильм можно найти в Интернете, но второй отсутствует не только в Сети, но и в каталогах продукции «Союзмультфильма». При этом позитивные копии обоих выпусков вкупе с полным комплектом исходников также хранятся на союзмультфильмовской фильмотеке. Наконец, два выпуска картины «БлицБой-Шоу, или К Вам пришла слава» есть в Госфильмофонде только в позитивных копиях (ещё по две копии теперь хранится в Музее кино).

Большинство этих работ представляют существенный интерес для изучения творчества их авторов. Например, Е.А.Гамбург даже заказные работы превращал в пародии или привносил в них элементы карикатуры. Большую часть «Индекса», снятого по заказу Минсвязи СССР, занимает пародийная «слёзная» песня Рыбникова на стихи Энтина с явной издёвкой над советской эстрадой и «таёжной» романтикой. Ценители наверняка знают эту песню в версии, звучавшей на грампластинке в исполнении ВИА «Поющие сердца», но вряд ли догадываются, каково было её изначальное предназначение. Первый выпуск «Добро пожаловать» (1985) малоинтересен (он презентует московский выставочный комплекс «Экспоцентра»), зато второй, рассказывающий о филиалах «Экспоцентра» в городах и республиках СССР, – гораздо более остроумен. Сценарий к нему писал уже сам Гамбург, а сама картина (1987) представляет «презентацию» Советского Союза для зарубежных бизнес-партнёров и наверняка приглянется любителям поностальгировать по Великому и Могучему… «Знакомство» - первый из пяти фильмов (планировалось снять десять), созданных по заказу Института русского языка им. А.С.Пушкина. Два из них до сих пор не найдены ни в одной копии (в Интернете есть их видеоверсии в очень низком качестве и с отрезанными титрами), ещё два хранятся на фильмотеке «Союзмультфильма» (с полным комплектом исходников), а «Знакомство» сохранилось, видимо, лишь в двух позитивных копиях. Фильм предназначался для иностранцев, изучающих русский язык, и интересен как участием в нём Г.Б.Остера, так и изобразительным решением (персонажи А.С.Шера и декорационная часть М.Я.Рудаченко). Поскольку фильм является ещё и рассказом о московских достопримечательностях, у меня был соблазн дополнить им анимационную ретроспективу ко Дню Москвы, но её метраж и так был превышен.

Помимо этого, оцифрованы фильмы Хитрука «Равновесие страха» (снятый совместно с Э.В.Назаровым) и «Отелло 67» (в контратипе). Исходные материалы по обеим лентам находятся на «Союзмультфильме», так что есть возможность позже получить эти работы в гораздо более высоком качестве.

Среди менее значимых приобретений – несколько рекламных роликов рубежа 1980-90-х гг., любительский чёрно-белый фильм Риты Аграчёвой «Свобода», а также экспериментальный ролик «Мульт-шаржи» - проба технологии, по которой позже снимались «Контакты… Конфликты…», «Добро пожаловать», «Эксперимент» и сюжет «Фитиля» «Хитрая механика». Ролик запечатлел руку Игоря Макарова, рисующую шаржи на участников телепередачи «Вокруг смеха», с оживлением некоторых мелких деталей.

Попутно удалось сканировать рабочий материал ко многим картинам – в частности, черновой мультипликат к фильму Дёжкина «Железные друзья», цветные пробы (статичные и с движением) к фильмам «пушкинской трилогии», позитивный материал по вставкам Г.М.Сокольского в фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (с нестандартным форматом кадра, захватывающим пространство звуковой дорожки). Повторно сканирован негативный материал к «Гераклу у Адмета» (в лучшем разрешении, чем прежняя оцифровка в режиме «телекино»).

Наконец, натурный материал. Съёмка 1936-го (ориентировочно) года, запечатлевшая Б.П.Дёжкина, делающего сальто (очевидно, во дворе студии на Воровского). Более поздний «парный» кадр – Б.П.Дёжкин и В.Д.Арсентьев (в каком-то спортивном зале?). Два ролика вспомогательных актёрских съёмок для фильма «Приключения Буратино» (1959) – сцена с Пьеро и Арлекином и чечётка Буратино. И, наконец, самая неожиданная находка – шестиминутные натурные съёмки для «Шинели» Норштейна (чёрно-белый негатив). Сам Норштейн рассказал, что пригласил актёра из Театра мимики и жеста, однако затея оказалась неудачной – съёмка ничего для фильма не дала, и, возможно, даже не сохранилась в архиве Норштейна. Сегодня смотреть этот материал и забавно, и жутковато: он выглядит как игровая пародия на ещё не снятый классический эпизод, который впоследствии станет всемирно известным. Порой не вполне понятно, кто перед камерой: Акакий Акакиевич, Шариков или «Франкенштейн»…

Помимо всего прочего, получен в «цифре» и альманах «Неразбериха», который не вошёл в атамановскую ретроспективу (не удалось органично ввести этот материал в программу), но был своевременно сканирован и теперь также доступен для будущих показов.

И, наконец, были оцифрованы магнитофонные записи из архива Дёжкина. Среди них обнаружилась музыка Карена Хачатуряна к «Футбольным звёздам» и Виктора Лебедева к «Первому автографу». В том числе – фрагменты, не вошедшие в фильмы.

В общем, «улов» на редкость богатый. Всего на это удовольствие я угрохал 16 160 рублей. Но оно того стоило.


Ниже – полный список оцифрованного:


Киноплёнка 35 мм


Редкости:

1. Заказные фильмы
«Индекс» (отсутствует в ГФФ, есть ещё одна позитивная копия на СМФ)
«Знакомство» (отсутствует в ГФФ, есть ещё одна позитивная копия на СМФ)
«БлицБой-Шоу, или К Вам пришла слава» - фильмы 1, 2 (в ГФФ только позитивные копии)
«Добро пожаловать!» (первый выпуск, англоязычная версия, в ГФФ отсутствует, исходные материалы и русскоязычная позитивная копия есть на СМФ)
«Добро пожаловать (второй выпуск)» (в ГФФ отсутствует, исходные материалы и позитивная копия есть на СМФ)

2. Рекламные ролики
Шоколад «Чоко-стар» (+ исходные материалы)
Газета «Фенька»

3. Вставка в документальный фильм
«Равновесие страха»

4. Короткометражный фильм
«Отелло 67» (контратип)

5. Мультсборник
«Неразбериха»

6. Заставка для компании «Инициатива»


Уникаты:

1. Авторские и рабочие копии
«О море, море!..»
«Эксперимент»
«Контакты… Конфликты… 4 выпуск»

2. Экспериментальный ролик
«Мульт-шаржи» (позитив+ негатив)

3. Любительский фильм
«Свобода» (нег. изо + нег. фоно)

4. Хроникальные материалы
Дёжкин, делающий сальто (1936 г. ?)
Дёжкин и Арсентьев


Рабочие материалы:

1. Черновые пробы
К фильму «Железные друзья» (черновой сфазованный мультипликат)
К сюжету «Фитиля» «Опасно для жизни»
К неатрибутированному фильму (рекламному ролику?) «Чиполлино» (черновой мультипликат – несколько роликов)

2. Пробные цветные съёмки
К фильму «Прощай, свободная стихия» (?) – несколько роликов с движением
К фильму «Контакты… Конфликты…» (пробы экспозиции)
К неатрибутированному фильму (статичные)
К т.н. «Пушкинской трилогии» (статичные, негатив)

3. Рабочий материал
К фильму «Геракл у Адмета» (негативы)
К рекламному ролику «Антиспид» (негатив)
Ко вставкам в фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»
К фильму «Прощай, свободная стихия» (ч/б)

4. Вспомогательные натурные съёмки
Для фильма «Шинель» (ч/б негатив)
Для фильма «Приключения Буратино» (ч/б, два ролика)



Магнитофонная лента


1. Запись музыки к фильмам
«Футбольные звёзды»
«Первый автограф»

2. Европейская эстрадная музыка из архива Б.П.Дёжкина.


Надеюсь, впереди - ещё более богатая на открытия работа с фильмотекой "Союзмультфильма"...
Tags: Гамбург, Музей кино, Норштейн, Союзмультфильм, анимация, музыка, приключения, цензура
Subscribe

  • Аркадий Райкин - 110

    Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Аркадия Райкина. В 2011 году мне довелось поучаствовать в научной конференции, посвящённой его…

  • Хроника текущих...

    Кажется, объявляются осенние каникулы - с Дня политзаключённого до годовщины Октябрьского восстания. Гулять - так гулять!

  • Позор

    Что для меня в сегодняшнем решении самое ужасное? Вот говорят: дали не Муратову, дали "Новой". Что это значит? Это значит, что дали не изданию,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Аркадий Райкин - 110

    Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Аркадия Райкина. В 2011 году мне довелось поучаствовать в научной конференции, посвящённой его…

  • Хроника текущих...

    Кажется, объявляются осенние каникулы - с Дня политзаключённого до годовщины Октябрьского восстания. Гулять - так гулять!

  • Позор

    Что для меня в сегодняшнем решении самое ужасное? Вот говорят: дали не Муратову, дали "Новой". Что это значит? Это значит, что дали не изданию,…