george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Дёжкин в "СК-Новостях"

Наконец могу сообщить ещё об одном долгожданном событии. К 100-летию со дня рождения Б.П.Дёжкина газета «СК-Новости» опубликовала подготовленные мною фрагменты рукописных тезисов Мастера о мультипликате.

Идея о публикации, приуроченной к юбилею Дёжкина, родилась ещё в августе. Тогда я за сутки написал половину большого текста о творческой биографии Бориса Петровича для сайта «Анималайф» и собирался продолжать эту работу. Поскольку первые фрагменты получились довольно удачными, возникло желание сделать и «бумажную» публикацию. Я предложил это «СК-Новостям», однако выяснилось, что даже существующий объём текста уже превышает максимальную для такого материала газетную площадь. Тем не менее идею юбилейной публикации газета одобряла, и я решил попробовать скомпилировать фрагменты своего текста и небольшие куски записей самого Дёжкина, зафиксированных в его рабочих тетрадях и бумагах.

За два рабочих дня я набрал практически все рукописные заметки Дёжкина (25 страниц текста), сохраняя все особенности орфографии и пунктуации. За третий день – выбрал наиболее выразительные, скомпилировал их по своему усмотрению, произвёл корректуру и редактуру. В предисловии использовал фрагменты из своей статьи и воспоминаний Е.Т.Мигунова.

При отборе выбрасывал, во-первых, повторы (часто Дёжкин записывал одни и те же мысли дважды – в том же порядке и практически теми же словами), во-вторых, невразумительные куски. Пришлось опустить также фразы, проиллюстрированные схемами, а также излишне конкретные профессиональные советы, неинтересные широкой публике.

В итоге обнаружилось, что результат вполне читабелен и самодостаточен, он не требовал никаких дополнительных комментариев и сопроводительных текстов.

Сегодня на открытии «КРОКа» я узнал, что номер с материалом уже вышел (№ 9 (323) от 19 сентября 2014 г.). Публикация проиллюстрирована изображениями из фондов Государственного центрального музея кино. Несколько экземпляров газеты я захватил с собой.

К сожалению, при подготовке к печати (очевидно, из-за недостатка места) выпало несколько фрагментов дёжкинских текстов, причём – фрагментов весьма важных и содержательных. Поэтому сейчас для всех, кто не является членом Союза Кинематографистов и не имеет доступа к этому изданию, я вывешиваю полный текст публикации – таким, каким он был изначально. Думаю, что многие тезисы Дёжкина не просто актуальны, но и имеют большую практическую ценность для профессионалов анимации.



19 августа исполнилось 100 лет со дня рождения Бориса Петровича ДЁЖКИНА (1914-1992) – величайшего из советских художников-мультипликаторов, признанного гением при жизни. Он пришёл в отечественную анимацию одновременно с появлением в ней профессии художника-мультипликатора, в 1934 году. Под его влиянием прямо или опосредованно формировались все представители этой специальности на «Союзмультфильме» в 1930-80-е гг., на совместной работе с Б.П.Дёжкиным выросла целая плеяда блестящих мастеров мультипликата. Фактически Дёжкин – ключевая фигура, давшая стартовый толчок для развития советской школы рисованного движения.
Приход Дёжкина в мультипликацию совпал с появлением в ней множества ярчайших фигур аниматоров первого, довоенного «призыва», однако даже среди этой плеяды легендарных имён Б.П.Дёжкин стоял особняком. У него раньше многих других начала формироваться собственная пластическая манера, ставшая позже основой «дёжкинской школы» мультипликата, а со временем выросшая в самобытную «пластическую философию». Начиная с 1940-х гг. в картинах «Союзмультфильма» его рука опознаётся безошибочно. Режиссёры студии быстро осознали исключительность дёжкинских способностей и поняли, что они требуют специфического материала. Уже в предвоенные годы стало ясно, что и этого мало: дёжкинская пластика настолько своеобразна, что требует обособленности, отдельного «пространства» внутри фильма. Поэтому Дёжкину, как правило, поручались целые эпизоды, причём – автономные, выделяющиеся в структуре картины наподобие интермедий или дивертисментов. По характеру это были концертно-пластические номера либо динамические трюковые эпизоды «цирковой» окраски (погони, поединки и проч.). Именно эти направления позже станут основными в режиссёрской деятельности Дёжкина, определив её жанровую специфику (спортивный фильм, фильм-концерт). Кроме того, уже тогда проявилось тяготение Дёжкина к гротеску и сатире, которая стала третьим жанровым направлением его режиссуры.
Однако даже с учётом всех особенностей использования дёжкинского мастерства его мультипликат всегда бывал настолько экспрессивнее и организованнее общей пластической ткани фильма, что зачастую угрожал цельности картины, «перевешивая» остальные эпизоды, вырываясь из общего течения повествования. Было ясно, что дёжкинская пластическая школа требует пространства, где бы она могла полностью доминировать. Это с неизбежностью привело Дёжкина к необходимости самостоятельной режиссёрской работы. На этом пути Дёжкин пришёл к созданию особой, не имевшей аналогов в отечественной мультипликации формы рисованной хореографии.
Практически каждая режиссёрская работа Б.П.Дёжкина, вне зависимости от жанра, – полноценный фильм-балет. Для него в основе кинозрелища всегда лежал мультипликат. К любому материалу он подходил как режиссёр-хореограф. Если возникало противоречие, то мысль изобразительная и даже мысль сюжетная приносились в жертву мысли пластической. Юмор реплики, юмор ситуации, юмор детали уступали место юмору гэга, жеста, пантомимы. Начиная с 1960-х годов и позже все свои фильмы Дёжкин строит как произведения рисованного танца, пантомимы и акробатики.
Несмотря на легендарность фигуры Б.П.Дёжкина, воспоминаний о нём существует весьма немного. В первую очередь это – мемуары Е.Т.Мигунова, создавшего наиболее яркий и объёмный литературный портрет Мастера. Описывая черты характера и поведения Дёжкина, Евгений Тихонович, в частности, писал:
«Разговаривать Борис не очень любил. Не шибко образованный и красноречивый, он тем не менее обладал удивительной «компенсирующей» способностью – передавать минимумом слов максимум информации. Немногословность его, под стать рисункам, была манерой его общения. Умение чуть неуклюже, но образно изложить суть мысли выгодно отличало его от «краснобаев» и «пустобрёхов» (к которым он частично относил и меня). Любое многословие пресекал шуточно-комическим: «Кор-р-роче!».
И, что удивительно, вполне мог обходиться без мата!» (цит. по: Мигунов Е.Т. «Дёжкин. Какой он был» / Каталог-альманах IV Открытого российского фестиваля анимационного кино, 1999 г., стр. 125).
Немудрено, что в 1950-е годы, работая над так и не написанной книгой о мультипликате, Дёжкин тоже избрал для фиксации своих мыслей ёмкую тезисную форму. Тетради и разрозненные листы бумаги с этими заметками были переданы вдовой режиссёра в Государственный центральный музей кино. Сегодня мы публикуем фрагменты «прямой речи» Б.П.Дёжкина, наиболее ярко выражающие его взгляды на искусство рисованного движения.




Борис Дёжкин
ИЗ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ



Одушевитель должен обладать внутренним чутьем и вкусом. Остро воспринимать виденное и легко переносить на бумагу.

Сам[ое] важн[ое] в профессии – это рисунок, музыка.

Не умея рисовать, нельзя хорошо двигать персонаж (Чаплин на костылях).

Техник[е], [движению панорам], расчет[ам], эффект[ам] и т.д. можно научить. Но нельзя научить – как заполнить содержанием одушевляем[ую] сцен[у].

Прежде чем одушевлять, необходимо знать, что делать и как делать. Так же как актер должен знать сцену, действие и т.д. Многие обходят это и продолжают работать – и ошибаются. Боятся спрашивать, опасаясь потерять уважение.

Одушевитель при одушевлении отражает себя. Личность характеризует работу.

Актером является художник-одушевитель, а не мультипликационный характер, персонаж.

Одушевитель должен обладать чувством направления, [а] не просто следовать указаниям режиссера.

Одушевитель должен быть собственным режиссером, директором, актером, музыкальным консультантом, психологом, знать мысли персонажа, характера.

Правильно рассчитать сцену (схронометрировать) – большой успех.

Одушевитель должен видеть ДО, а не после одушевления.

Одуш[евитель] одушевляет все, так как у него ключ к ощущению, чувству.

Одушевление – это не карикатура, а полное значения изображение, выявляющее положительные и отрицательные характеры.

Юмор не в смешном рисунке, а в характеристике, преувеличении, времяпротяженности.

Можно нарушать правила, но не раньше, чем усвоите, поймете основу действия со всеми вытекающими законами.

Действие, вызванное разумом или инстинктом, имеет физиологическую основу.

Самое главное – это идея. А действие служит только средством для выражения идеи.

Художн[ик-]одушевитель должен иметь постоянное стимулирование извне (рисунок человека).

Знать – это не значит уметь. Умение работать – результат знаний.

* * *

Черновка (компоновки) – это скелет сцены, это основа.
Компоновки должны иметь все элементы качества, это не просто нацарапанный рисунок.
Компоновки – это рисунок, лишенный маловажных деталей (пуговиц, шнурков и т.д.), но [выражающий] сущность образа. Суть его – действия, пропорции, перспективы и т.д.
Компоновка – это символ по смыслу и содержанию во времени и пространстве. Это и есть кино.

[Компоновки –] символы сил, а не символы форм.
Прорисовщик врисовывает формы в символы сил.
Символы сил – это стенограмма действия.
Одушевление начинается с применения сил, вызывающих действие.
Символы форм являются побочным элементом.
Совокупность с[ил] и ф[орм] есть результат мышления при разрешении действия характера.
Если силы обозначены правильно и прорисовщик понимает характер и символы сил одушевителя, формы будут в результате правильные.
Силы, формы и хронометраж – едины.

Костюм не должен следовать за действием, а подчеркивать его, помогать развитию образа. Костюм и детали [нужно оставлять] на ассистента одушевителя.
После одушевления сцены худ[ожником-]м[ультипликатором] тщательный анализ сц[ены] остается на до[лю] ассистента одушевителя и фазовщика, которые должны точно знать, что хотел, к чему стреми[л]ся одушевитель, и т.д.
Одушевитель должен давать некоторые необходимые указания ассистенту и фазовщику: где замедлять или убыстрять, где «держать» (детали).

* * *

Самы[й] важны[й] процесс в производстве мульти[пликационных] картин – это процесс одушевления.
Он не только важный, но и самый сложный, т.к. от него зависит успех картины (не считая значения сценария).
Структура работы художн[иков-]мультипликаторов, т.е. одушевителей, плохая.
Несмотря на название «цех мультипл[икации]», одушевители работают в одиночку, что приводит к кустарщине и изобретательству изобретенного. Это не дает возможности работать одуш[евителю] ритмично, организованно и планомерно. Это не дает возможности систематизировать и закреплять знание. И эта работа не оправдывает себя.
Необходимо!
Срочно все[х] художн[иков]-мульт[ипликаторов] разбить на группы по категориям по 4-5 человек с прикреплением к каждой группе по 3 ассистента (будущих мультипликаторов), основная работа которых – это легкие сцены и черновая фазовка по своей группе.
Каждая группа возглавляется более опытным, лучшим одушевителем (Мастером).
Работа в группе распределяется по способностям каждого, и работа каждого должна являться результатом всей группы.
Оплата производится по способностям, трудоемкости, с поощряющими процентами, стимулирующи[ми] художн[иков].

Фазовщик (главн[ым] обр[азом] – [черновой фазовки]) – это будущий одушевитель, ибо через фазовку более прямой путь к профессии одушевителя.
Черновая фазовка и фазы воспитывают и приучают художн[иков] к понятию движения тела, предмета. К чувству времени в пространстве. К деформации. Приуча[ю]т чувствовать форму персонажа (наклоны, ракурсы, жесты, перспектив[у] и т.[п.]). Приуча[ю]т к ритму, пластике.
Словом, воспитыва[ю]т в нем понятие о построении движения посредством разных положений персонажа, связанных между собой логикой движения.
Поэтому только через процесс фазовки и с полным контактом с одушевителем вырабатывается, воспитывается одушевитель.

* * *

Действие состоит из 3-х частей:
1. Предвосхищение действия
2. Само действие
3. Результат действия или то, что произойдет в конце действия.

Результат действия может быть предвосхищением будущего действия.
Слабое предвосхищение – слабая реакция (для того, чтобы войти в действие).
Предвосхищение в мульти должно быть утрировано.
Степень предвосхищения зависит от требований [к] изображ[ению] действия.
Предвосхищение – это преодоление.

Лучше показать зрителю, что случится, чем то, что уже случилось.

* * *

Основной недостаток у х[удожников-]мультипликатор[ов]: недостаточное владение чувством времени при опред[еленном] действии, движении, жесте, при определенном количестве фаз.
Чувство движения во времени и пространстве определяется большой практической работой одушевителя.
Построение компоновок и взаимосвязь между ними с определенным количеством фаз есть результат чувства движения во времени и пространстве. Движение обычно [бывает] ускоряющее, равномерное (независимо от скорости) и замедляющее.
Взаимосвязь между быстрым и медленным движением – эт[о] одна из сложных проблем. Взаимосвязь в смысле отрезка времени и [соотношения] быстрого и медленного, напр[имер:] чем бол[е]е быстрое движение, тем больше должно быть медленных, спокойных и т.д.
Недостаток в студии – это неумение развивать и заканчивать действие, движение.
[Работы мультипликаторов] страдают равномерностью в движении персонажа как внешними, так и внутренними качествами (шевеление).
Присутствие равномерности в движ[ении] дает вялость, неубедительно[сть], нелогичность.

* * *

Определение качества работы курсантов за два года, да и вообще работы мультип[ликаторов], должно [рас]сматриваться не исходя из общего впечатления, как это [бывает] всегда, а отдельно, по каждому компоненту, из которых складывается сцена:
1) Основные три компонента:
а) Начало развития действия;
б) Само действие;
в) Конец действия (остановка).

2) Физические процессы:
а) Деформация
б) Инерция
в) Напряжение и расслабление
г) Перемещение центра тяжести
д) Центробежные силы
и т.д.

3) Внешние и внутренние действия как причины, вызывающие действие.

* * *

Необходимость в групповой системе работы одушевителей.
Пример:
1) [Т]руппы актеров театра
2) Оркестр и исполнение [партий] в отдельности при дирижере – затем все соединить.

Одушевление – как параллель с музыкой, с искусством.
Смена в музыке медлен[ного темпа] на быстр[ый], низки[х] тон[ов] на высокие – так же, как при одушевлении.

Все должно быть осмыслено.

Практически работа идет двумя средствами: одушевление–зрение и звук–слух.

Кроме одушевления, необходимо знание музыки. [Необходимо] чувствовать ее в связи с одушевлением.

[Одна] фаза имеет большое значение и должна иметь свое место. Как в музыке, где имеет значение каждый звук в оркестре, нота, сила звука и т.д. Уклоняться в фаз[овк]е в сторону нельзя (скрипач [отклоняется] на 1/8 – фальшь).

Уметь только делать реплики и не [уметь] двигаться – это все равно что актеру только петь и не перемещаться по сцене.

Прорисовщик должен читать эксп[озиционный] л[ист], как музык[ант] – ноты.
Комп[оновка] – это нота.
Ряд комп[оновок] составл[яет] как бы мелодию.
Фазы – инструментовка.
Композиция, цвет и т.д. – сочетание всех компон[ентов] – Гармония.
Мысль. Идея. Смысл.

* * *

Будьте честны к себе. Не бойтесь критики, не смотри[те на работу] как на заработок.
Мы все дети, и ребенок не теряет лица, если спрашивает, что такое дерево.

В искусстве кинематографа лучшая награда – это одобрение народа.


Предисловие и публикация Георгия Бородина

«СК-Новости», № 9 (323) от 19.09.2014 г., стр. 19
Tags: Дёжкин, Музей кино, Союзмультфильм, анимация, публикации, юбилей
Subscribe

  • Непечатность

    …Об этой своей особенности я уже писал неоднократно. Вчера «коллекция» пополнилась, так что придётся повториться ещё разок – буквально тезисно: В…

  • Мальчик, мальчик! Магазин закрывается...

    Поскольку у меня двухлетнего образовательного стажа нет, после принятия этого постановления я прекращу всякое информирование аудитории (в том числе в…

  • Книжные новинки

    Поскольку на книжных ярмарках я не имею возможности бывать уже около двух лет, пополняю библиотеку закупками в интернет-магазинах. Сегодня пришли…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments