?

Log in

No account? Create an account

Дата
Билибин1
george_smf
Двадцать лет назад ушёл из жизни Иван Семёнович Аксенчук. Его столетие в прошлом году прошло практически незамеченным, но к 90-летию со дня его рождения, в 2008-м, я написал большой текст, опубликованный в интернет-журнале «Аниматограф».

Я редко републикую старые свои статьи (и сам их стараюсь не перечитывать), но на эту ссылку вывешу. Многие её тезисы мне по-прежнему кажутся верными.

https://animatograf.ru/page/15/

Под обстрелом
Билибин1
george_smf
Если честно, чего-то вроде вчерашней катастрофы с РГАЛИ я ожидал. Предполагал, что произойдёт. Нет, не потому, что знаю какие-нибудь секреты противопожарной безалаберности архива. Как раз нет. А потому, что в эпоху, когда под откос пускаются прославленные театры и музеи, ликвидируются или сгорают огромные библиотеки, сносятся или уродуются десятки исторических памятников, уничтожаются фестивали, вырубаются ландшафтные парки, - в такое время одна из бомб обязательно должна была рвануть где-то рядом, в нашем киноархивном деле. Самым болезненным был бы удар по РГАЛИ – его я и ждал. Либо объединения, либо ликвидации, либо переезда, либо ЧП. Просто ловил себя на мысли: а ведь когда-нибудь доберутся и до нас. Что-то здесь, в нашей родной архивной цитадели, тоже обязательно должно случиться.

Вот поэтому новость о пожаре для меня была и неожиданной, и ожидаемой. Но не менее тяжёлой от этого.

Просто наша очередь…

Тост дня
Билибин1
george_smf
Tags:

Ученик Лестрейда
Билибин1
george_smf
Мистер Питкин, по форме доложите, что у нас есть. По форме! (с)




Уголок натуралиста
Билибин1
george_smf
В моей квартире муха обнаглела.
Она нарочно троллит пауков –
Бежит сквозь паутину то и дело,
Но оставляет с носом дурачков.

Когда бы люди были, словно мухи,
И поступали с властью в том же духе!

Великий агитатор - 4
Билибин1
george_smf
(окончание)

В 1950-е годы А.В.Иванову, как и его коллегам, приходилось работать главным образом для детского зрителя. Но, даже снимая детские фильмы, Иванов почти всегда решал прагматичные и инструктивные задачи. Целью его фильмов было вовлечение детей в занятие спортом (в «Чемпионе» и «Дедушке и внучке»), сдача ими норм БГТО (в «Спортландии»), обучение принципам личной гигиены (в «Лесной истории») и правилам уличного движения (в «Зае и Чике»), агитация за здоровый образ жизни (в «Трубке и медведе»). Иванов по-прежнему работал на конкретный результат, оставаясь агитатором и в детском кино, но делал это так изобретательно и темпераментно, что даже при самом слабом сценарии зрелище захватывает ребёнка и не отпускает его до самого «морализаторского» финала.

Читать дальшеCollapse )

Великий агитатор - 3
Билибин1
george_smf
(продолжение)

…Общеизвестно, что между двумя союзмультфильмовскими Ивановыми (И.П.Ивановым-Вано и А.В.Ивановым) существовала стойкая неприязнь. Их разделяло не только отношение к «диснеевскому вопросу». Требовательно относящийся к изобразительному решению картин, национально ориентированный художник, окончивший ВХУТЕМАС, Иванов-Вано был чужд по взглядам Александру Иванову – плакатисту и «космополиту», не боящемуся заимствований, бросившему ВХУТЕМАС из-за неприятия тамошнего «формализма». Иванову-Вано было к чему ревновать однофамильца – по ощущению характеров, темпу действия, музыкальности, изобретательности и зрелищности фильмы Иванова давали много очков вперёд затянутым и скучным лентам Вано. Тем не менее, титул «мэтра» отечественной мультипликации закрепился именно за Ивановым-Вано, которого вспоминают гораздо чаще, чем Александра Васильевича.

Читать дальшеCollapse )

Великий агитатор - 2
Билибин1
george_smf
(продолжение)

В дискуссиях середины 1930-х годов, разделивших советских мультипликаторов на сторонников и противников прямого внедрения американского опыта и конвейерной системы производства на советскую почву, Иванов был всецело на стороне «американизаторов». Он понимал, что «диснеевская система» прогрессивна, а советская кустарная – архаична, что американские аниматоры ушли далеко вперёд в умении создавать характеры, использовать гэг как элемент драматургии, синхронизировать звук с рисованным движением. Иванов находился на одной платформе с Виктором Смирновым, Владимиром Сутеевым и другими деятелями мультипликации. Оппонировали им, в основном, Николай Ходатаев, Михаил Цехановский, Иван Вано. Руководство Комитета по делам кинематографии оказало поддержку сторонникам внедрения американского опыта, создав экспериментальную мастерскую под руководством В.Ф.Смирнова и затем перенося её опыт на другие московские коллективы. Именно от Смирнова ждали решающего и убедительного доказательства совместимости американской технологии и эстетики с задачами советской мультипликации. Но это доказательство представил не коллектив Смирнова, а А.В.Иванов и П.П.Сазонов, сняв знаменитый «Квартет» (1935).

Читать дальшеCollapse )

Великий агитатор
Билибин1
george_smf
Имя Александра Васильевича Иванова нечасто упоминается в числе классиков «Союзмультфильма», его вспоминают скорее как «зачинателя» советской мультипликации – выделяя более по первенству, чем по вкладу в искусство рисованного кино.



Он действительно снял первые свои рисованные «опусы» в 1923-24 годах, когда другие «отцы-основатели» (Ходатаев, Меркулов, Комиссаренко, не говоря об их учениках – Вано и сёстрах Брумберг) только задумывались о рисованной фильме либо, в лучшем случае, делали первые шаги в этой области. Раньше А.В.Иванова (в 1922-м) в РСФСР начал систематическое производство рисованных лент лишь Александр Бушкин. Как и большинство советских мультипликаторов-первопроходцев, Иванов был энтузиастом, снимавшем на любительской, кустарного изготовления, технике, в неприспособленном для съёмки помещении:
«Я вспоминаю зиму 1924/25 года. Ночь. Подвал. Окна без стёкол. Земляной, заваленный железным ломом, пол. Дремлющие на шестках куры. Посреди мусора, разбитых корыт, водопроводных труб и прочего хлама – четыре грубо сбитых гвоздями деревянных бруска с двумя полочками (прототип современного механизированного мультстанка) и с «верблюдом» наверху.
Чертовски холодно. Температура –25о. Краска замёрзла. Клей застыл. Руки окоченели. Страшно дымит крошечная «буржуйка». Дым ест глаза. Работаю в перчатках, на корточках… Оператор Желинский Н.Я.стоически крутит ручкой. Трещит мороз. Воет ветер и забрасывает снегом разложенные на грязном верстаке рисунки и шрифт… Изредка испуганные куры наносят на кадр совершенно непредусмотренную художником «вырисовку»… И ещё.
Маленькая комнатка. Ночь. Душно. Всю комнату занимает мультстанок. Под потолком, скрючившись «в три погибели», «крутит» Желинский. Внизу под столом, животом лёжа на полу, Волков рукой передвигает плёнку в детском проекторе. На табурете, поставленном в свою очередь на стол, я передвигаю и перекладываю рисунки на тусклой проекции… Это с’емка опытных экспериментальных кусков натуры с мультипликацией («комбинированный способ», впоследствии нами усовершенствованный и запатентованный)
».

Читать дальшеCollapse )

Красная Площадь - 2019
Билибин1
george_smf
По традиции, представляю кое-что из моей сегодняшней добычи на книжном фестивале «Красная Площадь»:

15-й том Собрания сочинений Ремизова от «Ростка», издание поэтических опусов Евгения Шварца от «Петрополиса», небольшая книжка о Владимире Басове-старшем из Белгорода:



ДальшеCollapse )