?

Log in

No account? Create an account

Дебют
Билибин1
george_smf
Вчера был очень ответственный день. Впервые мне довелось выступать перед публикой и камерами не с лекцией или представлением киносеанса, а с чтением своих поэтических опусов.

Произошло это на заключительном, третьем концерте фестиваля «ШЕСТИдесятиСТРУНКА», посвящённом 60-летию Володи Альера. Вечер получился замечательный, и его стоит посмотреть (послушать) целиком – все три отделения. Моё выступление – во втором:

Первое отделение:


Второе отделение:


Отделение третье, незапланированное:

Троица
Билибин1
george_smf
Их троих относили к комедиографам. Их самих сравнение друг с другом раздражало.

Если верно, что смех лечит, то все они были врачами разного профиля (кажется, кто-то из них уже подмечал это).

Один работал в санатории. Его беззаботный гомерический смех был лучшим средством для отдыха и восстановления сил. На его территории хорошо было всем – от детей до пенсионеров.

Второй был больничным врачом. Занимался запущенными, остросоциальными проблемами. Мог взять в руки и скальпель. Как говорил один его герой-хирург, «Мне часто приходится делать людям больно, чтобы потом им было хорошо».

Местом работы третьего была, пожалуй, поликлиника. К нему приходили для профилактики, провериться – «осталась ли душа с тобой» (с) ЮМ. Обращались при первых лёгких недомоганиях и получали гарантированное исцеление. Он прописывал мази, микстуры и таблетки – если и горьковатые, то безболезненные и эффективные.

Поэтому он был любимым «домашним врачом». Своим в каждой семье. Его будет особо не хватать.
Tags:

Грёзы москвича
Билибин1
george_smf
В эпоху антиклерикализма и общественной борьбы с поповской алчностью (с каковой борьбой полностью солидарен) рискну немного «поплевать против ветра».

Часто спрашиваю себя: какие утраченные московские храмы я хотел бы «воскресить»? Чисто теоретически – в практической плоскости этот вопрос, понятно, не стоит. На месте многих зданий – современные сооружения, скверы или проезжая часть улиц. Но всё же – «если бы у меня была волшебная палочка»?

Не ради «укрепления православия» или «восстановления справедливости». А ради украшения города. Есть утраченные памятники, без которых и Москва – не Москва. Про гражданскую архитектуру надо, понятно, делать отдельный пост. А если говорить о храмовой?

Я попробовал создать свой список «любимого невозвратного». То, чего лично мне очень жаль. Получилось семь храмовых комплексов и дюжина отдельных церквей. Конечно, ничего оригинального в нём нет – он в целом соответствует тому, что проходят в архитектурных вузах. Поэтому я сделал «добавку» из ещё одной дюжины храмов – уже не столь очевидной, но, на мой взгляд, тоже украшавшей Москву. Этот «прицеп» уже более субъективен.

В принципе, почти каждая московская церковь (уничтоженная или сохранившаяся) чем-то интересна и не похожа на остальные. Но если выделять «самое-самое», выбрав критерием украшение городского ландшафта, - то получается (у меня) вот что:

СмотретьCollapse )

Снеготаяние
Билибин1
george_smf
Снеготаянье – время печали,
Иссякание зимней красы.
Голоса, что всю зиму молчали,
Вновь души будоражат весы.

Время солнечных пятен и света,
Время луж, колыбельных и слёз…
Дуновенье пьянящее ветра,
Побеждающий разум невроз,

Морок стрессов, простуд и недугов,
Приносимых беспечно весной,
Гомон стай, прилетающих с юга,
Сор, ведущий борьбу с белизной…

Безрассудной погоды капризы
И безрадостность пасмурных дней,
И доживший до собственной тризны
Снег скукоженный возле корней,

Плач счастливый апрельской капели,
Пробужденье душевных дилемм –
Всё, чего мы так страстно хотели,
И чего не желали совсем.

Сказка наяву
Билибин1
george_smf
«А скоро, очень скоро, дорогие мои друзья, наступит время, когда волшебники-профессионалы никому не будут нужны. Потому что все люди станут волшебниками-любителями». (с) Владимир Луговой

Вот оно и настало, это время. Как-то незаметно подкралось и вступает в права. Фраза, знакомая каждому из нас с детства, становится актуальной для нас самих – не в сказке, а наяву.

Действительно, многие функции, которыми могли козырнуть киноведы-профессионалы, стали доступными любителям. Неизвестных фильмов с каждым днём становится всё меньше, почти всё (за некоторыми исключениями) можно скачать в Сети, в том или ином качестве (и год от года – всё в лучшем). Следовательно, для того, чтобы составить авторскую или тематическую ретроспективу, уже необязательно быть профессионалом – достаточно стать просто насмотренным зрителем. При наличии достаточного кругозора и интеллекта дилетант-блогер вполне может соревноваться с профессионалом-критиком – в суждениях как о современных картинах, так и об историческом наследии. Аналитика перестаёт быть киноведческой привилегией.

Значит ли это, что киноведы – «представители вымирающей профессии»? «Вот были прежде извозчики – где они теперь?»

Пока что нет. Просто функции профессионалов значительно сужаются. Они могут (или даже вынуждены) концентрироваться на тех областях, где они покамест незаменимы.

Не каждый любитель имеет возможность и навыки для архивной работы. Значит, рассказать о том, что происходило «за кадром», могут пока лишь профессионалы. Кинотекстология, сопоставление плёночных версий, работа с музейными фондами и редкими библиотечными материалами – это, в основном, удел киноведов. Разумеется, поиск того, что до сих пор недоступно или считается утраченным – тоже.

Наша поляна уменьшается. Но, возможно, это и к лучшему. Часть нашей работы уже могут взять на себя «волшебники-любители». И высвободить нам время для того, что можем сделать лишь мы.

Волейбол на выставке
Билибин1
george_smf
Побывал на выставке «Волейбол на Сретенке» в ГЦМК.



Известная песня Визбора, сюжет которой стал темой выставки, вряд ли нуждается в дополнительном представлении. Многие (в том числе Ю.Ч.Ким) считают эту «песню-роман» вершиной визборовского песенного творчества. Обращение к ней как к материалу для киносценария о послевоенном поколении напрашивается само собой.

Читать и смотретьCollapse )

Альер - 60
Билибин1
george_smf
Сегодня отмечает юбилей Володя Альер. Старший товарищ, единомышленник, «связующая нить» между мной и сообществом авторской песни.

Володя – безупречный знаток жанра, лучший исполнитель Галича, инициатор многих легендарных мероприятий, среди которых - ставшие многолетними традициями встречи во дворах Окуджавы (9 мая) и Визбора (20 июня). Володина заслуга – привлечение в бардовское сообщество Е.Д.Аграновича, ставшего на склоне лет концертирующим автором. Володя – безукоризненный служитель архивного дела, фиксирующий и сберегающий для будущих поколений записи выступлений классиков АП. Долгие годы бывший организатором слётов памяти Веры Матвеевой. Не чуждый интереса к советской мультипликации и карикатуре. Самоед и перфекционист, безудержно радующийся чужим удачам. Любимый собеседник.

Десять лет назад я посвятил ему стихотворение, имеющее некоторые признаки песенной формы. Тогда основным пунктом наших встреч был 62-й павильон ВДНХ (ВВЦ) – «Республика Песни». Я был его частым гостем, засиживался на концертах и последующих спевках допоздна. Возвращались мы, как правило, в ночи, проходя по территории выставки небольшой компанией с Володей, его братом Мишей Альтшуллером, Надей Алфёровой и другими постоянными гостями. В тексте обыгрывается настоящая Володина фамилия, от которой произведён сценический псевдоним «Альер». Остальные «изюминки» знатоки или просто ценители АП наверняка «просекут» самостоятельно.

Эта публикация – поздравление Володе с 60-летием.


ЧитатьCollapse )

Из-за скобок
Билибин1
george_smf
Как меняется взгляд на вещи, если знаешь, что вынесено за скобки!

Возьмём фразу:
«Как прекрасна и богата Америка!»

Не поспоришь. Благополучна, прекрасна, богата. Вполне здоровый патриотизм.

Но – только до тех пор, пока не добавишь подразумевающееся (вообще-то):
«Как прекрасна и богата Америка [без индейцев]!

И как-то цена благополучия и богатства быстро меркнет.

P.S. Если кто не понял – этот пост не про геополитику. И не про Америку вообще.

Наблюдение
Билибин1
george_smf
В феврале этого года отметили юбилеи два живых классика нашей анимации – Владимир Ильич Тарасов и Галина Сергеевна Баринова. Две легенды, на фильмах которых можно многому поучиться (что некоторые и делают – заочно, разумеется).

Как донесла разведка, на только что прошедшем главном смотре отечественной анимации в Суздале этих двух мэтров не было. Их не пригласили ни с юбилейными ретроспективами или творческими вечерами, ни просто в качестве почётных гостей.

Это всё, что вам нужно знать о том, «как похорошел суздальский фестиваль за последние пятнадцать лет».

Мухина судьба
Билибин1
george_smf
Сегодня вечером - показ восстановленной "Мухи-Цокотухи" В.Г.Сутеева в "Иллюзионе". В преддверии его публикую свой текст о судьбе этой картины, написанный для каталога фестиваля архивного кино "Белые Столбы - 2019".


МУХА-ЦОКОТУХА

СССР, «Союзмультфильм», 1941 г., ч/б, 1 ч., 291 м, 10 мин. 35 сек., ВЭ 1941

Автор сценария: Корней Чуковский
Режиссёр-художник: Владимир Сутеев
Ассистент-художник: Борис Дёжкин
Оператор: П.Алипова
Композитор: Алексей Соколов-Камин
Художники-мультипликаторы: Геннадий Филиппов, Фаина Епифанова, Леонард Диковский, Лидия Резцова, Роман Давыдов, Е.Милиоти, Мстислав Купрач



Многими источниками отмечено, что фильм Владимира Григорьевича Сутеева «Муха-Цокотуха» по одноимённой сказке К.И.Чуковского сдавался киноруководству за считанные часы до начала Великой Отечественной войны. Документы указывают, что производство фильма завершилось 17 июня 1941 года, а прокатное удостоверение (паспорт) на него датировано 23-м июня. Очевидно, что широкий прокат картины не состоялся – ему помешали не только десятиминутный формат ленты, но и начавшаяся война. Однако фильм запомнился многим профессионалам – в частности, Е.Т.Мигунов вспоминал о его просмотре в зале киностудии «Союзмультфильм»:
«…Смотрю сценку из «Мухи-Цокотухи»… Паук-злодей паутиной-лассо под бешеный ударный «брек», отбиваемый Лацци Олахом, пленяет и опутывает беднягу-Муху. Безукоризненно логически разработанная в полном соответствии с музыкальной канвой, лихо нарисованная, широкими мазками сделанная сценка. Контраст движений и пауз. Сквозная динамическая схема. Ничего лишнего. Свободный рисунок, бессуставность и пластика. Могущество.
Это – осень сорок первого. Первые дни «практики» на «Союзмультфильме». В паузе между бомбёжками мы – в малом просмотровом зальчике студии.
«Приставленная» к нам маленькая ассистентка-планировщица Варенька Шилина шепчет: «Это – дёжкинская сцена! Смотри и учись!» Узнаю руку Дёжкина. Легендарный Дёжкин, любимец и гордость студии. Фильм делался в предвоенном году. Недавно был окончен и сдан. Буквально – перед войной. Обалдеваю от восхищения…».

Функции Бориса Петровича Дёжкина в съёмочных группах предвоенных фильмов В.Г.Сутеева («И мы на Олимпиаду!», «Муха-Цокотуха»), по всем признакам, включали в себя контроль за мультипликатом. Можно смело предположить, что, помимо изготовления собственных сцен, Дёжкин участвовал в раздаче заданий, приёмке и правке готовой работы мультипликаторов, отчего пластическая сторона этих фильмов заметно совершеннее и цельнее, чем во многих картинах предыдущих лет и даже в лентах других режиссёров студии, снимавшихся в то же время.

В 1950-м году ОТК «Союзмультфильма» констатировал, что негатив «Мухи-Цокотухи» не может быть допущен к печати из-за частичного брака изображения (от плохой обработки – промывки – на одном метре негатива выступили жёлтые пятна) и отсутствия фонограммы (видимо, потерянной во время войны). Картина стала легендой, недоступной для ознакомления, почти утраченной.

Читать дальшеCollapse )

Об остальных фильмах программы "Эха "Белых Столбов"" можно прочесть в электронной версии каталога на сайте фестиваля:
https://www.beliestolbi-festival.org/katalog