?

Log in

No account? Create an account

Великий агитатор - 4
Билибин1
george_smf
(окончание)

В 1950-е годы А.В.Иванову, как и его коллегам, приходилось работать главным образом для детского зрителя. Но, даже снимая детские фильмы, Иванов почти всегда решал прагматичные и инструктивные задачи. Целью его фильмов было вовлечение детей в занятие спортом (в «Чемпионе» и «Дедушке и внучке»), сдача ими норм БГТО (в «Спортландии»), обучение принципам личной гигиены (в «Лесной истории») и правилам уличного движения (в «Зае и Чике»), агитация за здоровый образ жизни (в «Трубке и медведе»). Иванов по-прежнему работал на конкретный результат, оставаясь агитатором и в детском кино, но делал это так изобретательно и темпераментно, что даже при самом слабом сценарии зрелище захватывает ребёнка и не отпускает его до самого «морализаторского» финала.

Читать дальшеCollapse )

Великий агитатор - 3
Билибин1
george_smf
(продолжение)

…Общеизвестно, что между двумя союзмультфильмовскими Ивановыми (И.П.Ивановым-Вано и А.В.Ивановым) существовала стойкая неприязнь. Их разделяло не только отношение к «диснеевскому вопросу». Требовательно относящийся к изобразительному решению картин, национально ориентированный художник, окончивший ВХУТЕМАС, Иванов-Вано был чужд по взглядам Александру Иванову – плакатисту и «космополиту», не боящемуся заимствований, бросившему ВХУТЕМАС из-за неприятия тамошнего «формализма». Иванову-Вано было к чему ревновать однофамильца – по ощущению характеров, темпу действия, музыкальности, изобретательности и зрелищности фильмы Иванова давали много очков вперёд затянутым и скучным лентам Вано. Тем не менее, титул «мэтра» отечественной мультипликации закрепился именно за Ивановым-Вано, которого вспоминают гораздо чаще, чем Александра Васильевича.

Читать дальшеCollapse )

Великий агитатор - 2
Билибин1
george_smf
(продолжение)

В дискуссиях середины 1930-х годов, разделивших советских мультипликаторов на сторонников и противников прямого внедрения американского опыта и конвейерной системы производства на советскую почву, Иванов был всецело на стороне «американизаторов». Он понимал, что «диснеевская система» прогрессивна, а советская кустарная – архаична, что американские аниматоры ушли далеко вперёд в умении создавать характеры, использовать гэг как элемент драматургии, синхронизировать звук с рисованным движением. Иванов находился на одной платформе с Виктором Смирновым, Владимиром Сутеевым и другими деятелями мультипликации. Оппонировали им, в основном, Николай Ходатаев, Михаил Цехановский, Иван Вано. Руководство Комитета по делам кинематографии оказало поддержку сторонникам внедрения американского опыта, создав экспериментальную мастерскую под руководством В.Ф.Смирнова и затем перенося её опыт на другие московские коллективы. Именно от Смирнова ждали решающего и убедительного доказательства совместимости американской технологии и эстетики с задачами советской мультипликации. Но это доказательство представил не коллектив Смирнова, а А.В.Иванов и П.П.Сазонов, сняв знаменитый «Квартет» (1935).

Читать дальшеCollapse )

Великий агитатор
Билибин1
george_smf
Имя Александра Васильевича Иванова нечасто упоминается в числе классиков «Союзмультфильма», его вспоминают скорее как «зачинателя» советской мультипликации – выделяя более по первенству, чем по вкладу в искусство рисованного кино.



Он действительно снял первые свои рисованные «опусы» в 1923-24 годах, когда другие «отцы-основатели» (Ходатаев, Меркулов, Комиссаренко, не говоря об их учениках – Вано и сёстрах Брумберг) только задумывались о рисованной фильме либо, в лучшем случае, делали первые шаги в этой области. Раньше А.В.Иванова (в 1922-м) в РСФСР начал систематическое производство рисованных лент лишь Александр Бушкин. Как и большинство советских мультипликаторов-первопроходцев, Иванов был энтузиастом, снимавшем на любительской, кустарного изготовления, технике, в неприспособленном для съёмки помещении:
«Я вспоминаю зиму 1924/25 года. Ночь. Подвал. Окна без стёкол. Земляной, заваленный железным ломом, пол. Дремлющие на шестках куры. Посреди мусора, разбитых корыт, водопроводных труб и прочего хлама – четыре грубо сбитых гвоздями деревянных бруска с двумя полочками (прототип современного механизированного мультстанка) и с «верблюдом» наверху.
Чертовски холодно. Температура –25о. Краска замёрзла. Клей застыл. Руки окоченели. Страшно дымит крошечная «буржуйка». Дым ест глаза. Работаю в перчатках, на корточках… Оператор Желинский Н.Я.стоически крутит ручкой. Трещит мороз. Воет ветер и забрасывает снегом разложенные на грязном верстаке рисунки и шрифт… Изредка испуганные куры наносят на кадр совершенно непредусмотренную художником «вырисовку»… И ещё.
Маленькая комнатка. Ночь. Душно. Всю комнату занимает мультстанок. Под потолком, скрючившись «в три погибели», «крутит» Желинский. Внизу под столом, животом лёжа на полу, Волков рукой передвигает плёнку в детском проекторе. На табурете, поставленном в свою очередь на стол, я передвигаю и перекладываю рисунки на тусклой проекции… Это с’емка опытных экспериментальных кусков натуры с мультипликацией («комбинированный способ», впоследствии нами усовершенствованный и запатентованный)
».

Читать дальшеCollapse )

Красная Площадь - 2019
Билибин1
george_smf
По традиции, представляю кое-что из моей сегодняшней добычи на книжном фестивале «Красная Площадь»:

15-й том Собрания сочинений Ремизова от «Ростка», издание поэтических опусов Евгения Шварца от «Петрополиса», небольшая книжка о Владимире Басове-старшем из Белгорода:



ДальшеCollapse )

Пропало лето
Билибин1
george_smf
Где ты, летняя свобода,
Чистота небес?
Лето – южный полюс года,
Трав густой замес,

Привкус свежего укропа
С огородных гряд
И исхоженные тропы
В поисках опят,

Звуки дальней электрички,
Жар огня в печи,
Две соседские сестрички,
Звёздный свод в ночи,

Холод досок под ногами,
Тайны чердака…
Рад бы взять тебя руками,
Да пуста рука.

Где вы, запахи сенные,
Старенький гамак?
Где под вечер позывные
Радио «Маяк»?

Где та просека лесная,
Нож в соку грибном?
Где прогулка выездная
На коне цепном?

Где тот велик, где тот телик,
Яблони, парник?
Где ночное перечтенье
Ветхих детских книг?

Где костра скупое тленье,
Стук дождя во сне
И чубушника цветенье
В утреннем окне?

Где берёзовые ветви
Над родной скамьёй?
Всё осталось в давнем детстве,
Что глядит судьёй.

До тебя бы догрести, да
Где там – не дано…
Лето – тоже Атлантида,
Что ушла на дно.


31 марта 2019

"В" - осторг
Билибин1
george_smf
Получил от Сергея Чистобаева sergej_manit свежевышедший третий том альбома-справочника «Художники детской книги СССР. 1945-1991».



Конечно, главные «герои» тома «В» - Генрих Вальк, Юрий Васнецов, Василий Ватагин, Орест Верейский, Леонид Владимирский, Владимир Винокур, Василий Власов, Рафаил Вольский, Владимир П. Высоцкий, а также Рубен Варшамов, Евгений Ведерников, Виталий Волович, Татьяна Васильева, Владимир Ветрогонский и другие.

Но я, по традиции, представлю те имена и страницы (из 880-ти), которые имеют отношение к мультипликации:





Смотреть дальшеCollapse )

До и после
Билибин1
george_smf
В ближайший вторник, 28 мая (начало – в 19.00), в Международном Мемориале (ул. Каретный Ряд, д. 5/10) должна состояться моя лекция-киносеанс «Мультипликация и цензура: до и после». Если аудитория соберётся и проявит интерес к теме и её подаче, то в июне может воспоследовать вторая часть (в одно двухчасовое мероприятие не поместится всё, что я желал бы показать).

Анонс темы:

«В последнее время в общественном сознании борются друг с другом два устойчивых мнения. Одно – что цензура в СССР полностью подавляла свободу творчества и была главной помехой на пути развития советского кинематографа. Другое – что она была благотворным фактором, и не в последнюю очередь благодаря ей сформировалось то кино, которое мы сегодня вспоминаем с теплотой и гордостью.

Проверить каждую из этих установок на достоверность можно, лишь сопоставив кинопроизведения в их доцензурном и отцензурированном вариантах. Однако сделать это в подавляющем большинстве случаев не представляется возможным из-за того, что сохранность авторской редакции советского фильма – большая редкость.

Историк отечественной мультипликации Георгий Бородин много лет занимается поисками и выявлением доцензурных вариантов советских анимационных фильмов. Результаты его работы будут представлены в двух лекциях, которые пройдут в рамках выставки «А упало, Б пропало. Словник советской цензуры» в Международном Мемориале при участии киностудии «Союзмультфильм». Зрители смогут увидеть первоначальные варианты мультипликационных картин и сравнить их с прокатными версиями, самостоятельно сделав вывод о том, пошли поправки на пользу картине или же во вред, нанесли они фильму непоправимый урон или остались почти незамеченными. Благодаря сравнительно небольшим хронометражам многие редкие фильмы можно будет посмотреть целиком, другие будут представлены фрагментарно. Подобный показ пройдёт в Москве впервые. В комментариях Георгий Бородин расскажет о создании и прокатной судьбе представленных фильмов и об истории поисков их авторских редакций
».

Во время первой встречи будем знакомиться с версиями картин «Наваждение Родамуса Кверка», «Мореплавание Солнышкина», «Бегемотик», «Чудо», «Осень», «Проделкин в школе». На второй сеанс отложен разговор о фильмах «Куда идёт слонёнок», «Халиф-аист», «Бабочка», «Эксперимент», «О море, море!..», «Пёс в сапогах» и других.

Если кто-либо из москвичей желает посетить мероприятие – необходимо записаться на сайте Мемориала:

https://www.memo.ru/ru-ru/events/calendar/569#list

Чем больше придёт народу, тем больше шансов на продолжение!

[reposted post]Раз, два... три!
аа
sergej_manit
reposted by george_smf
Третий том - В -- вышел. Привезли несколько дней назад

IMG_0857 (1)

В нём 880 страниц и 7500 изображений.
Список художников - в конце.

IMG_0857 (2)

несколько разворотов --

Read more...Collapse )

Крылатов. Наследие
Билибин1
george_smf